Сегодня городские пассажирские перевозки в основном осуществляются на трамваях, троллейбусах или автобусах с двигателями внутреннего сгорания. Однако все чаще мы слышим об испытаниях инновационного общественного транспорта – электробусах.
Автобусы на электродвигателях мало распространены, но мировые транспортные эксперты считают этот вид транспорта самым перспективным.
Электробусы не такой уж и новый вид транспорта. Первый электробус был представлен в Лондоне в 1886 году. Он ездил со средней скоростью 11,2 км/ч.
Первый российский электробус, построенный по проекту электротехника Ипполита Романова, появился в начале 20 века. Электробус вместимостью 20 пассажирских мест был оборудован двумя электродвигателями общей мощностью 12 лошадиных сил. Вес электротранспорта составил около 1600 кг, скорость 19 км/час. Источником энергии служила аккумуляторная батарея из 44 элементов, разработанная Романовым.
Публичная демонстрация была проведена в Петербурге. Вывод членов комиссии гласил: «При движении по улице с неровно сколотым снегом, при поворотах и переездах через рельсы конно-железных дорог омнибус шел спокойно, без тряски и качки».
Положительная оценка комиссии позволила И. В. Романову предложить открыть движение электробусов на десяти городских маршрутах. Однако его проекты не получили широкой реализации из-за отсутствия финансирования.
1. Коэффициент полезного действия двигателей внутреннего сгорания, работающих на бензине, дизельном топливе или газе, составляет около 22-42%. Такие показатели существенно ниже КПД электродвигателей, который составляет до 90-95%.
2. Традиционные двигатели автобусов и автомобилей очень чувствительны к качеству топлива. Электрический ток легко выравнивается до необходимых значений подстанциями.
3. Электробусы не используют механические тормоза, не выбрасывают в воздух токсичные вещества, что особенно важно в городских условиях.
4. ДВС - источник вибраций, передающихся в салон автобусов. Электродвигатели работают практически бесшумно.
5. Благодаря отсутствию традиционного двигателя, мостов, карданных валов, трансмиссии и выхлопной системы конструкция электробусов позволяет установить абсолютно плоский пол – как в современных автобусах, без ступенек и перепадов высоты, что необходимо для доступа маломобильных пассажиров.
1. Традиционный городской электротранспорт не преодолеет препятствия на дороге. При обрыве электросетей из строя выходит вся линия.
2. Конструкция традиционного электротранспорта в ряде случаев, например, при пересечении рельсовых путей или отрыве токороприемников от контактной сети требует остановки, что приводит к снижению скорости движения.
3. Электросети портят вид города.
1. Для массового использования электробусов необходимо создание сети зарядочных станций для проводной или беспроводной зарядки аккумуляторов. Однако в отличие от АЗС, расположение которых строго регламентировано в виду их огнеопасности, зарядные станции для электротранспорта не имеют таких ограничений.
2. Стоимость электробусов все еще достаточно высока. Однако компания Proterra утверждает, что их электробусы уже дешевле дизельных и газовых аналогов. Глава компании Райан Поппл предсказывает, что в течение 10 лет электробусы станут доминировать на рынке наземных городских пассажироперевозок.
3. Сравнительно небольшой запас хода. Однако и здесь ситуация меняется.
Самый большой электробус BYD Lancaster eBus - 18-метровая машина, способная перевезти 120 пассажиров – на одной зарядке проезжает 270 км. А покрыв расстояние в 2500 км этот электробус израсходовал на подзарядку всего $200.
Кроме того, электробусы компании BYD способны подзаряжать друг друга, а также подавать энергию во внешнюю сеть. Такие «батарейки» могут помочь при возникновении чрезвычайных ситуаций с отключением электроэнергии.
Пока одни города еще изучают эффективность электробусов, другие уже заявляют о постепенном переходе общественного транспорта на электоротягу. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта Максима Ликсутова, столица планирует закупать 300 отечественных электробусов ежегодно.
«Мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу создать в Москве комфортную, безопасную и экологичную среду для горожан. Мы планируем создать новый облик транспортной системы столицы с учетом развития новых видов техники. С 2018 года будет осуществляться переход на использование электротранспорта и транспорта на газовом топливе. После испытаний, которые пройдут до конца этого года, мы выберем для Москвы самый надежный и качественный электрический транспорт», - сообщил Максим Ликсутов.