21 июня 2017

Электробусы: преимущества и недостатки

Сегодня городские пассажирские перевозки в основном осуществляются на трамваях, троллейбусах или автобусах с двигателями внутреннего сгорания. Однако все чаще мы слышим об испытаниях инновационного общественного транспорта – электробусах.

Автобусы на электродвигателях мало распространены, но мировые транспортные эксперты считают этот вид транспорта самым перспективным.

Первые образцы

Электробусы не такой уж и новый вид транспорта. Первый электробус был представлен в Лондоне в 1886 году. Он ездил со средней скоростью 11,2 км/ч.

Первый российский электробус, построенный по проекту электротехника Ипполита Романова, появился в начале 20 века. Электробус вместимостью 20 пассажирских мест был оборудован двумя электродвигателями общей мощностью 12 лошадиных сил. Вес электротранспорта составил около 1600 кг, скорость 19 км/час. Источником энергии служила аккумуляторная батарея из 44 элементов, разработанная Романовым.

Публичная демонстрация была проведена в Петербурге. Вывод членов комиссии гласил: «При движении по улице с неровно сколотым снегом, при поворотах и переездах через рельсы конно-железных дорог омнибус шел спокойно, без тряски и качки».

Положительная оценка комиссии позволила И. В. Романову предложить открыть движение электробусов на десяти городских маршрутах.  Однако его проекты не получили широкой реализации из-за отсутствия финансирования.

электробус романов
Электромнибус И. В. Романова у Гатчинского дворца 1900 г.

Преимущества перед автобусами с ДВС

Производительность и надежность

1. Коэффициент полезного действия двигателей внутреннего сгорания, работающих на бензине, дизельном топливе или газе, составляет около 22-42%. Такие показатели существенно ниже КПД электродвигателей, который составляет до 90-95%.

2. Традиционные двигатели автобусов и автомобилей очень чувствительны к качеству топлива. Электрический ток легко выравнивается до необходимых значений подстанциями.

Экологичность

3. Электробусы не используют механические тормоза, не выбрасывают в воздух токсичные вещества, что особенно важно в городских условиях.

Комфорт и доступность

4. ДВС - источник вибраций, передающихся в салон автобусов. Электродвигатели работают практически бесшумно.

5. Благодаря отсутствию традиционного двигателя, мостов, карданных валов, трансмиссии и выхлопной системы конструкция электробусов позволяет установить абсолютно плоский пол – как в современных автобусах, без ступенек и перепадов высоты, что необходимо для доступа маломобильных пассажиров.

Преимущества перед электротранспортом

Мобильность и эстетический вид

1. Традиционный городской электротранспорт не преодолеет препятствия на дороге. При обрыве электросетей из строя выходит вся линия.

2. Конструкция традиционного электротранспорта в ряде случаев, например, при пересечении рельсовых путей или отрыве токороприемников от контактной сети требует остановки, что приводит к снижению скорости движения.

3. Электросети портят вид города. 

Преимущества электробусов перед городским электротранспортом

Недостатки электробусов

1. Для массового использования электробусов необходимо создание сети зарядочных станций для проводной или беспроводной зарядки аккумуляторов. Однако в отличие от АЗС, расположение которых строго регламентировано в виду их огнеопасности, зарядные станции для электротранспорта не имеют таких ограничений.

2. Стоимость электробусов все еще достаточно высока. Однако компания Proterra утверждает, что их электробусы уже дешевле дизельных и газовых аналогов. Глава компании Райан Поппл предсказывает, что в течение 10 лет электробусы станут доминировать на рынке наземных городских пассажироперевозок.

компания Proterra утверждает, что их электробусы уже дешевле дизельных и газовых аналогов.

3. Сравнительно небольшой запас хода. Однако и здесь ситуация меняется.

Интересный факт

Самый большой электробус BYD Lancaster eBus - 18-метровая машина, способная перевезти 120 пассажиров – на одной зарядке проезжает 270 км. А покрыв расстояние в 2500 км этот электробус израсходовал на подзарядку всего $200.

Самый большой электробус BYD Lancaster eBus - 18-метровая машина, способная перевезти 120 пассажиров – рассчитанная на 270 км пути на одной зарядк

Кроме того, электробусы компании BYD способны подзаряжать друг друга, а также подавать энергию во внешнюю сеть. Такие «батарейки» могут помочь при возникновении чрезвычайных ситуаций с отключением электроэнергии.

В Москве

Пока одни города еще изучают эффективность электробусов, другие уже заявляют о постепенном переходе общественного транспорта на электоротягу. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта Максима Ликсутова, столица планирует закупать 300 отечественных электробусов ежегодно. 

«Мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу создать в Москве комфортную, безопасную и экологичную среду для горожан. Мы планируем создать новый облик транспортной системы столицы с учетом развития новых видов техники. С 2018 года будет осуществляться переход на использование электротранспорта и транспорта на газовом топливе. После испытаний, которые пройдут до конца этого года, мы выберем для Москвы самый надежный и качественный электрический транспорт», - сообщил Максим Ликсутов.

Поделиться
Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном агрегаторе