Выступая на Международном экспертном совете, Экс-директор по планированию и внешним связям Управления общественного транспорта Мадрида и член МСОТ Карлос Кристобаль-Пинто отметил, что по структуре (радиально-кольцевой) столица Испании похожа на Москву. Однако транспортные привычки жителей Москвы и Мадрида заметно отличаются. Об этом эксперт рассказал в интервью нашему корреспонденту.
– Добрый день! Вы впервые в Москве? Какое впечатление на вас произвела ее транспортная система?
Я в Москве уже второй раз. В прошлый раз был здесь более 5 лет назад. В этот раз пока ехал из аэропорта, успел отметить, что пробок стало заметно меньше. вчера нас возили на экскурсию по Московскому центральному кольцу, и я был по-настоящему впечатлен. Создать такую развитую инфраструктуру и успешно интегрировать ее в систему городского транспорта всего за 2 года – это очень впечатляюще.
Также я успел немного прогуляться и увидел, что ведется очень много работ, чтобы сделать удобную пешеходную зону. Я надеюсь приехать в Москву и увидеть, какой она станет, когда эти работы будут закончены.
- На развитие каких видов транспорта вы сейчас делаете акцент в Мадриде? За каким видом транспорта, на ваш взгляд будущее?
В 50-60 годах был такой журнал «Популярная механика». В нем была опубликована статья «Каким будет транспорт через 50 лет?». Так вот там высказывалось предположение, что мы будем пользоваться вертолетами и парковать их на заднем дворе. Как вы видите, этого не случилось. Поэтому я не берусь делать какие-то прогнозы. Однако я верю в то, что в будущем в основе всего будет лежать общественный транспорт. Скорее всего, он будет более комфортным. Это то, на что стоит делать упор, по моему мнению. Конечно, будут развиваться и те виды транспорта, которые считаются сейчас самыми передовыми: такси-агрегаторы, каршеринг, велопрокат и так далее. Но я считаю, что лучше всего это работает как транспорт «последней мили». Поэтому нужно интегрировать различные виды транспорта друг с другом.
-Многие города мира по-разному решают проблему пробок и загазованности воздуха из-за все увеличивающегося количества машин. Я слышала, что в Мадриде была идея в часы пик и дни, когда складывается неблагоприятная экологическая ситуация выпускать на дороги только автомобили с четными\нечетными номерами (в зависимости от даты). Не моги бы вы рассказать, претворилась ли эта идея в жизнь? Какой способ борьбы с пробками вы считаете наиболее эффективным?
Этот проект был реализован, но на моей памяти, применялся только 2 раза. В те дни, когда были зафиксированы наиболее высокие показатели загрязнения воздуха.
О загрязнении воздуха, действительно стоит задуматься. Согласно нашим исследованиям, от него умирает до 20 тысяч человек в год. Даже в автомобильных авариях погибает меньше, около 1300 человек в год, однако на эту проблему мы обращаем большое внимание, а на загрязнение воздуха – нет. Нужно развивать те виды транспорта, которые не загрязняют воздух. Сейчас в Испании есть такой проект, который реализуется в ближайшие 2 года – присваивать каждой машине определенную букву по количеству вредных выбросов, которые она производит. Возможно, что автомобили с наиболее сильным выбросом не будут пускать в центр города.
Если говорить о пробках, то они у нас тоже есть, но их меньше, чем в Москве. Во многом потому, что автомобилями в будние дни у нас пользуются всего около 25% горожан. Остальные перемещаются на общественном транспорте, велосипеде или пешком. В центральной части города очень серьезно регламентировано парковочное пространство. На значительной части парковок разрешается оставлять машину только резидентам. Поэтому автомобилем пользуются в основном те, кто едут за город. Там это, действительно, может быть удобнее.
Я за строгие меры в отношении сокращения количества автомобилей в центральной части города. Они отнимают место у пешеходов, велосипедистов и пассажиров общественного транспорта. Центр должен быть удобным для прогулок и туристов. Конечно, всегда будут те, кому не понравятся такие строгие меры, кто не захочет расставаться со своим автомобилем. Еще несколько лет назад общественный транспорт был только для тех, у кого нет своей машины, но чем комфортнее он становится, тем больше людей предпочитают его личному автомобилю.
– Одно из ваших исследований касалось изучения спроса. Какими мерами, по вашему мнению, лучше всего повышать спрос на общественный транспорт?
Во-первых, общественный транспорт должен быть комфортным: в нем должны быть кондиционеры и удобные сидения. Во-вторых, пассажир должен видеть, что на общественном транспорте он сможет добраться быстрее и дешевле, чем на автомобиле. Если человек понимает, что в метро он сможет спокойно почитать газету, а на автомобиле ему нужно будет стоять в пробке, искать парковочное место и оплачивать парковку, выбор будет очевидным. Плюс общественный транспорт должен быть надежным и предсказуемым: пассажиры должны точно знать, в какое время автобус придет и сколько времени они проведут в пути.
– В последнее время многие города мира, в том числе и Москва, решили сосредоточиться на развитии велосипедной и пешеходной инфраструктуры? Одобряете ли вы такой путь? Идет ли по такому пути Мадрид?
Если мы заботимся о стабильном развитии мобильности, нам необходимо развивать все и сразу: общественный транспорт, пешеходную зону, безопасную велосипедную инфраструктуру и так далее. Насколько я вижу, Москва как раз идет по этому пути.
В Мадриде у нас достаточно развитая велоинфраструктура. У нас не так много холмов, наш город достаточно равнинный, поэтому велопрокат пользуется у нас большой популярностью. У нас есть городской прокат как обычных, так и электровелосипедов. Также сейчас у Правительства Мадрида есть большая программа по развитию сети велодорожек.
Но вообще, на мой взгляд, средиземноморские жители больше всего любят ходить пешком. Это такой стиль жизни – много гулять. Но у нас возникла другая проблема – на тротуарах часто паркуют велосипеды и мопеды. Поэтому перед правительствами Барселоны и Мадрида стоит вопрос о том, как разгрузить тротуары для пешеходов.
– Насколько, на ваш взгляд, важен международный диалог в транспортных вопросах, в том числе и экспертный совет по транспортным вопросам?
Диалог между странами очень важен. Каждая страна делится своими достижениями, которые другие могут перенять. Я вижу, что Москва активно участвует во многих международных объединениях по вопросам транспорта. И, думаю, в конечно итоге это положительно сказывается на ее успехах в развитии транспортной инфраструктуры.
-Каким видом транспорта вы преимущественно пользуетесь дома и каким уже успели воспользоваться в Москве?
Я искренне люблю общественный транспорт, особенно метро. Сейчас я в отставке, но пока работал, за мной было закреплено парковочное место рядом с офисом. Однако я им не пользовался. Весь путь от дома до работы на метро у меня занимал примерно полчаса. На машине, может быть, было бы и меньше, но я все же предпочитаю метро. Пока едешь в нем, есть время почитать, расслабиться. А за рулем такой возможности.
Несколько лет назад редко можно было встретить политика, пользующегося общественным транспортом, но сейчас мы видим новый тренд – мэры европейских городов ездят на работу на велосипеде. Я думаю, он будет развиваться.
В Москве я успел прокатиться только на МЦК, и меня приятно удивило, насколько комфортно на нем ездить - удобные кресла, тихий ход, хороший вид. На мой взгляд, такие поездки намного приятнее, чем стоять в пробках.