Соответствующее постановление, которое вносит изменения в государственную программу города Москвы «Развитие транспортной системы», приняли на заседании Президиума столичного Правительства.
«На обкатке находится целая линейка различных электробусов, и отечественных, и зарубежных. Зарубежные аналоги показывают лучшее качество и лучшую приспособленность для городских условий, но тем не менее мы надеемся, что наши отечественные производители в ближайшее время смогут создать конкурентную продукцию, — сказал Сергей Собянин. — Мы видим это по их активным усилиям, по тем образцам, которые они предоставляют нам для обкатки в реальных условиях. Поэтому мы в конце года должны доработать техническое задание и объявить первый конкурс на закупку электробусов».
Использование электробусов позволит снизить уровень вредных выбросов (экологичность — 100 процентов), а также повысить комфортность поездок на наземном общественном транспорте. Это станет возможно за счет уменьшения уровня шума и вибрации в салоне. У электробуса есть и другие преимущества — это, например, новые сервисы для пассажиров (USB-зарядки) и низкие полы без перепадов высоты. А еще такой транспорт гораздо маневреннее, он не создает помех другим участникам дорожного движения, а отсутствие проводов улучшает внешний вид улиц.
Применение электробусов также существенно сократит эксплуатационные расходы и упростит техническое обслуживание подвижного состава. Суммарные затраты на эксплуатацию электробуса ниже, чем у троллейбуса, на 10 процентов.
Затраты на один километр пробега троллейбуса и электробуса
Параметр |
Троллейбус (12 лет амортизации) |
Электробус (15 лет амортизации) |
Проценты |
Комментарий |
Электроэнергия на движение, рубля за километр |
10 |
8,8 |
минус 12 процентов |
По итогам испытаний электробуса производства «Белкоммунмаш» |
Амортизация, рубля за километр |
38,9 |
30,5 |
минус 21,6 процента |
|
Затраты на содержание инфраструктуры, рубля за километр |
17,6 |
11,3 |
минус 35,8 процента |
Более современная и надежная инфраструктура, менее подверженная внешним условиям, в том числе погодным аномалиям, например ледяному дождю или урагану |
Эксплуатационные затраты, рубля за километр |
38,6 |
43,9 |
плюс 13,7 процента |
С учетом замены аккумуляторов |
Сумма |
105,1 |
94,5 |
минус 10,5 процента |
В течение последних двух с половиной лет на московских улицах прошли испытания ряд моделей электробусов: ЛиАЗ-6274 первого и второго поколения (Россия), КамАЗ-6282 (Россия), «Белкоммунмаш» 43303А (Белоруссия), БКМ E433 Vitovt Max Electro (Белоруссия), Linkker 13 (Финляндия) и Youtong (Китай). Президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин сообщил, что пробег тестовых электробусов ЛиАЗ в Москве составил более 13,5 тысячи километров. Ими воспользовались больше 25 тысяч пассажиров.
«Опытный образец электробуса, который прошел тестовую эксплуатацию в Москве в течение семи месяцев, разработан при участии специалистов и ученых МГТУ имени Баумана на базе модели, которая очень хорошо зарекомендовала себя на дорогах города», — сказал Вадим Сорокин. Он также напомнил, что за период с 2010 по 2017 год в город поставлено и работает 8834 единицы современных автобусов. Он подчеркнул, что столичный транспорт — самый молодой среди мировых мегаполисов.
Заместитель генерального директора ПАО «КамАЗ» Сергей Афанасьев отметил, что электробусы КамАЗ работали в столице в течение двух месяцев и показали хорошие результаты.
«При пробном испытании мы получили все необходимые данные для доработки модели. Считаем, что требования, которые предъявляет столичное правительство к электробусу, могут быть выполнены, могут быть успешно реализованы в ближайшей перспективе нашей компанией», — отметил он.
В планах Правительства Москвы на 2018–2020 годы — закупать по 300 электробусов ежегодно на условиях контракта жизненного цикла. Он предусматривает ежедневную ответственность производителя (сервис и ремонт) в течение 15 лет. Конкурс на поставку первых 300 российских электробусов объявят до конца этого года.
Основные требования к закупаемым электробусам:
— пассажировместимость — 85 человек;
— минимальный пробег без зарядки — 40 километров (при нагрузке 100 процентов, когда включено отопление или климат-контроль);
— удельный расход электроэнергии — не более 1,3 киловатт-часа на километр;
— минимальное время оперирования в сутки — до 20 часов;
— два тяговых двигателя суммарной мощностью 180 киловатт;
— срок службы бортовых источников энергии — не менее 15 лет;
— продолжительность зарядки — до 100 процентов: на маршруте — 18 минут, в парке ночью — 90 минут;
— включение в комплект поставки ультрабыстрых зарядных станций.
Многие мировые мегаполисы также постепенно отказываются от дизельного транспорта. К примеру, в 2025 году парижский парк наземного пассажирского транспорта будет на 80 процентов состоять из электробусов и на 20 процентов — из автобусов, работающих на возобновляемом газе. Мадрид, Мехико и ряд других городов к 2025 году планируют полностью убрать со своих улиц дизельные автобусы.