Канатные дороги – широко распространенный вид канатного транспорта для перевозки людей и грузов по пересеченной местности и в городских условиях. Его особенностью является тяговый трос, который служит для перемещения вагонов между опорами. Системы успешно используют на небольших расстояниях в условиях сильных перепадов высот, непреодолимых для других типов транспорта.
История канатного транспорта началась в 1515 году. Маттеус Ланг фон Велленбург, князь-архиепископ Зальцбурга спроектировал вагонетки, движущиеся по деревянным рельсам при помощи конопляного каната за счет мускульной силы.
Первые канатные дороги были грузовыми. Так, в 1664 году в Гданьске была построена грузовая канатная дорога, разработанная инженером Адамом Вейбе.
С годами технические характеристики канатных дорог и фуникулеров совершенствовались, что к концу 19 века привело к созданию пассажирского канатного транспорта. В современном виде канатная дорога появилась в 1866 году в Швейцарии для перевозки туристов к смотровой площадке.
В 20 веке канатные дороги пережили настоящий бум развития. Стоимость их строительства и эксплуатации оказалась ниже, чем у железных и автомобильных дорог.
Канатные дороги, стали популярны на горнолыжных курортах. За считанные минуты, достаточно дешево и с впечатляющими видами с высоты птичьего полета они доставляли отдыхающих к вершинам гор.
В 1936 году инженер Жан Помагальски изобрел еще один вид канатной дороги - бугельный, буксировочный подъемник, который впервые появился на горнолыжном курорте Альп д' Юэз во Франции.
Во второй половине 20 века с увеличением транспортных потоков канатный транспорт показал, что подходит не только для туристических развлечений, но и для городской среды с постоянно увеличивающимися транспортными потоками.
Прокладка канатной дороги является эффективным решением, когда экономически не целесообразно сооружение мостов и тоннелей. Так, в крупных городах подвесные канатные дороги используют для разгрузки деловых районов, где внедрение наземного транспорта затруднено из-за плотной застройки, а прокладка метрополитена нецелесообразна из-за маленького пассажиропотока.
Гренобльская канатная дорога, открытая в сентябре 1934 года, является первой, построенной в пределах города. 673 метровая дорога быстро стала узнаваемым символом французского города.
Первые кабинки, вмещали до 21 пассажира. В 1976 году на смену им пришли маленькие шарообразные кабинки на 6 человек, которые местные жители называют «bulles» или пузырьки.
Канатную дорогу в парке Чжанцзяцзе в Китае называют самой захватывающей. На некоторых отрезках дорога поднимается вверх под углом до 70 градусов, уходя прямо в облака. Путь до вершины занимает около 40 минут. Из-за перепада давления у пассажиров может закладывать уши, а температура в кабине понижается.
Первая канатная дорога в России построена в 1871 году для перевозки леса через заболоченную местность. Бурное строительство пассажирских подвесных канатных дорог пришлось на вторую половину XX века с развитием горнолыжного спорта.
Известна также канатная дорога Мисхор — Ай-Петри в Крыму, которая была внесена в книгу рекордов Гиннесса. На участке длиной 1670 метров, пролегающем над сосновым лесом Ялтинского заповедника, нет ни одной опоры. Сейчас это один из самых длинных безопорных пролётов канатной дороги в Европе. Эта дорога входит в десятку самых впечатляющих канатных дорог мира.
В Москве также существовала канатная дорога. Канатно-кресельный подъёмник длиной 340 метров от смотровой площадки до набережной открыли на Воробьёвых горах в 1953 году. Однако в 2016 году его демонтировали в рамках реконструкции спорткомплекса на Воробьёвых горах.
Сейчас на этом месте заканчивается возведение новой канатной дороги к чемпионату мира по футболу 2018. Ее длина составит 737 метров. Дорога свяжет смотровую площадку на Воробьёвых горах с набережной и спорткомплексом «Лужники» на противоположной стороне реки.