Недавно на нашем портале была опубликована статья о том, что Великобритания планирует полностью отказаться от бензиновых и дизельных авто в пользу электрокаров. Интересно, что и другие европейские страны готовы принять такое решение. Например, Норвегия откажется от ДВС (двигатель внутреннего сгорания) в 2025 году, Германия введет запрет на них в 2030-м, а Франция перестанет продавать таковые к 2040-му году. Делается это ради здоровья людей и чистой окружающей среды. Чего же лишатся европейские водители и что приобретут, отказавшись от дизельных и бензиновых двигателей, в чем их плюсы и минусы по сравнению с электрокарами.
Дизельное топливо
До некоторых пор считалось, что использование дизеля минимально влияет на загрязнение воздуха. Однако потом исследования ученых показали обратное – машины на дизеле выделяют диоксид азота, оксид азота, диоксид углерода, а также другие токсичные химические вещества, способные привести к ряду проблем со здоровьем, в том числе, и к раку лёгких. Чем выше температура сгорания топлива в дизельных двигателях, тем больше окислов азота выделяется, причём концентрация их выше, чем в выхлопе бензиновых двигателей.
Любопытно, что споры о том, какой из ДВС наиболее вреден, продолжаются по сей день. Одни утверждают, что среди двигателей внутреннего сгорания дизельный – самый экологичный. Другие считают, что бензин – это более легкое топливо, сгорает он быстрее с меньшим образованием отложений, поэтому именно он экологичнее. Но никому не надо доказывать, что электромобили в этом смысле – вне конкуренции, они не коптят воздух и безвредны для нашего здоровья.
Если говорить о качественных характеристиках дизельного двигателя, то у него довольно много плюсов:
- Дизельный мотор обладает большим КПД и крутящим моментом (чем у бензинового) из-за более высокой степени сжатия топлива и характера его горения. Это благотворно влияет на работу автомобиля в городе, например, в пробках, можно двигаться на холостых оборотах. И трогается он намного быстрее, чем машина с другим мотором;
- Преобразовывает больший процент энергии топлива в полезную работу, а это влияет на увеличение мощности;
- Долговечность. Для сравнения детали бензинового двигателя изнашиваются быстрее. Так, дизельному двигателю не требуется система зажигания и свечи, поскольку самовоспламенение топливно-воздушной смеси здесь происходит иначе, чем в бензиновом двигателе;
- Правильный уход, заправка качественным дизелем – и двигатель сможет проработать до 500000 километров;
- Улучшенная динамика вождения – автомобиль, по словам владельцев, практически едет сам.
Кроме того, автовладельцы экономят при покупке топлива – оно отличается не только низкой ценой, но и небольшими затратами. Расход горючего на дизеле, как правило, на 30-35% меньше, чем у бензиновых моторов.
Дизельные машины – шумные. Так как при сгорании топлива внутри цилиндров дизельных моторов образуется высокое давление, такие силовые агрегаты создают больше шума и вибраций. Но отнести к недостаткам этот факт можно едва ли, поскольку для многих водителей звук мотора все равно что музыка.
Минусы:
- Долго прогревается в зимнее время, если в автомобиле отсутствует предпусковой подогреватель двигателя типа Webasto. Дорого, но эффективно. Правда, к этому способу можно не прибегать, если машина будет стоять в теплом гараже.
- Купить отвечающее всем требованиям дизельное топливо на заправках у нас не так просто, поэтому владельцам приходится прибегать к дополнительным хитростям.
- Требуется частая замена масла и фильтров, иначе водитель не может рассчитывать на долговечность дизельного авто.
Дизельные авто, можно сказать, требовательны в обслуживании, поэтому водителям таких машин необходимо:
- полностью соблюдать все условия обслуживания, которые рекомендует производитель автомобиля, и использовать на сервисе только оригинальные материалы;
- масло нужно покупать только проверенное, иначе через 10-20 тысяч километров двигатель может испортиться, то же самое касается фильтров;
- при покупке расходных материалов для дизеля, нужно обращать внимание, что на свечах накаливания, топливных фильтрах и моторных маслах должно быть написано DIESEL;
- ремонт дизельного двигателя нужно делать сразу после того, как автомобиль показал неполадку, это поможет сохранить определенное качество и нужные свойства установки.
Бензиновый мотор
К плюсам бензиновых моторов относят хорошую разгонную динамику. К тому же он работает тихо. И зимой заводится легко. Нужно лишь следить за уровнем заряда аккумулятора и правильно подбирать моторное масло. В ремонте и обслуживании обходятся дешевле. Кстати, интервал ТО (техобслуживания) больше, чем у дизельных авто, то есть реже меняются масло и фильтры.
Безусловный плюс – цена, у бензинового она скромнее, чем у машин с другими двигателями.
Для сравнения, в июле нынешнего года средняя стоимость автомобиля составляла примерно полтора миллиона рублей. Дизельные модели стоили дороже бензиновых в 1,5-1,7 раз.
Из недостатков:
- Примерно на треть выше расход топлива;
- Система зажигания и свечи (у дизельных они отсутствуют, поэтому не досталяют хлопот);
- Бензиновые моторы в большинстве своем проезжают по 300-350 тысяч километров до капитального ремонта, между тем, дизели способны проехать до миллиона километров без серьезного вмешательства;
- Бензин – легковоспламеняемая жидкость, нужна всего лишь искра, чтобы его поджечь. В случае аварии вероятность возгорания бензинового автомобиля значительно более высока, нежели дизельного и, тем более, электрического.
В обслуживании дизельных и бензиновых двигателей практически нет особой разницы. В обоих случаях желательно использовать качественное масло и топливо.
Электрический автомобиль
Самый большой спрос на электромобили сейчас в Европе. Еще в середине 2016 года в этой части света количество эксплуатируемых электромашин насчитывалось около полумиллиона единиц. США и Китай заняли второе место по количеству использования таких машин. Главные покупатели электрокаров живут в Норвегии, Нидерландах, Франции, Великобританиии и Германии. Популярностью у европейских автомобилистов, по версии издания The Wirecutter, пользуются модели Mitsubishi Outlander, PHEV и Renault Zoe, у американских — Nissan Leaf, Tesla Model S и Model X.
Что касается качественных характеристик, то электрический двигатель работает значительно эффективнее бензинового. В среднем он преобразует в механическую около 60% электрической энергии. Для сравнения, автомобиль на бензине использует топливо с эффективностью в 17-20%.
Электромобили обладают и другими преимуществами по сравнению с машинами на ДВС. Это:
- Малый вес и компактность;
- Простота в обслуживании и долговечность работы деталей, соответственно, большой межсервисный пробег, дешевизна ТО;
- Отсутствие необходимости в переключении передач;
- Меньший шум и отсутствие вибраций;
- Высокая плавность хода и динамика;
- Возможность торможения самим электродвигателем без использования механических тормозов — отсутствие трения и износа тормозов;
- Экологически безопасный в эксплуатации;
- Низкая пожаро- и взрывоопасность при аварии;
- Возможность подзарядки от бытовой электрической сети (розетки), правда, такой способ обходится дорого и занимает в 5—10 раз больше времени, чем от специального высоковольтного зарядного устройства.
К слову, зарядные станции для электрокаров можно устанавливать в любой точке города, они не требуют особых мер предосторожности. Для заряда авто на станции требуется от получаса. В целом, вопрос питания – это основная сложность, связанная с эксплуатацией этих машины.
Недостатки:
- У современных электрических аккумуляторов низкая емкость, что не позволяет совершать длительные поездки на несколько сотен километров и годятся лишь для передвижения в пределах одного города. Средний пробег, без дополнительной зарядки, у электрокара составляет 300 км. Например, прокатиться из Москвы в Санкт-Петербург не получится;
- Пока инфраструктура для обслуживания электромобилей еще недостаточно развита;
- Большинство существующих на сегодняшний день моделей электрокаров малогабаритные и вмещают только двух пассажиров. Для семей с детьми такой автомобиль не подойдет. А более вместительные машины потребуют и более мощного аккумулятора, что увеличивает стоимость автомобиля и время зарядки;
- Отсутствие массового производства электромобилей и использование новейших разработок при проектировании сказывается на цене. Они ощутимо дороже бензиновых.
Кстати, о цене. Один из самых популярных автомобилей среди любителей электрического двигателя - Kia Soul EV 2016 года выпуска – в среднем стоит около 31 тысячи долларов. Для тех, кто может позволить себе автомобиль подороже, есть знаменитая Tesla Model S – 89 тысяч долларов. Самый доступный электромобиль в соотношении цена-качество продается в США - Chevrolet Spark EV (26 тысяч долларов).
Особенности эксплуатации машин с электротягой:
- после 500 циклов зарядки аккумуляторы теряют от 10 до 40 процентов мощности, поэтому у авто будет снижаться диапазон;
- рекомендуется доводить автомобиль до малых показателей заряда батареи, чтобы заряжать с нуля, иначе батарея в два раза быстрее выйдет из строя;
- в холодное время аккумулятор быстрее теряет свой заряд;
- электромобиль не нужно прогревать;
- рекомендуется соблюдать постоянные скорости в городе в промежутке 40-60 километров в час, на трассе 85-110 км/ч;
- домашние розетки нужно подключать к машине напрямую, без переносок и специальных средств удлинения, розетка должна быть возле машины.
Несмотря на то, что говорить о популярности электрокаров в нашей стране пока рано (по данным аналитического агентства «Автостат», по состоянию на 1 января 2017 года в нашей стране насчитывается 920 электромобилей), данная технология стремительно развивается и получает широкое распространению. Пользование электрокаром в Москве имеет ряд преимуществ. Так для электрокаров предусмотрена бесплатная парковка на всем городском парковочном пространстве. Кроме того, для них планируют выделить отдельные машиноместа, на которых автомобилям с ДВС парковаться будет запрещено. Зарядка для электромобилей также является бесплатной, а их сеть постоянно расширяется. Найти ближайшую к вам точку зарядки электромобиля, расположенную на московском парковочном пространстве можно здесь.
Кстати, городской транспорт также постепенно переходит на электродвигатели. Так недавно мэр Москвы Сергей Собянин объявил об отказе столицы от закупки дизельных автобусов с 2021 года.