3 августа

Следующая остановка «Москва 19 века»

На чем ездили наши прабабушки

Трамваи появились на улицах Москвы в конце 19 века. С 1872 года по железным путям ходили конки – вагоны, запряженные двойкой, а в некоторых случаях и шестеркой лошадей. Такая конка развивала скорость до 8 км/час.

Но когда в 1899 году на маршрут вышел первый электрический трамвай, он сразу произвел фурор среди москвичей, став самым быстрым городским общественным транспортом. Трамваи развивали небывалую по тем временам скорость – 40 км/ч. Даже скорость автомобиля была ниже.

«А изобрел электрический трамвай тоже наш соотечественник Федор Пироцкий, еще в 1880 году. Но что-то у него не заладилось с финансированием и патент на первый электрический трамвай получил немец Сименс. Поэтому когда в Москве запускали трамваи, закупали их в Голландии. А вот отечественные трамваи начали производить в 1909 году на Коломенском заводе» - рассказывает историк Михаил Егоров.

Маршрутами довоенной эпохи

 Так как с конца XIX века Москва существенно изменилась в размерах, ни один  дореволюционный  трамвайный маршрут до нашего времени не дошел. Но если у  вас будет желание прокатиться по  трамвайным маршрутам наших бабушек и  дедушек, то вам стоит воспользоваться троллейбусом Б и  Бк. В 1935 году по  Садовому кольцу ходили именно трамваи и современные троллейбусы полностью  повторяют их трассу. А по Бульварному (которое в то время называлось «Кольцом  А») ходил самый    знаменитый трамвай – А(Аннушка). Сегодня трамваи № «А»  следуют несколько измененным маршрутом  от Калужской площади до Чистых  прудов.

 Сейчас прокатиться по кольцу можно на единственном кольцевом маршруте №4.  Следует он от метро  «Сокольники» до «Бульвара Рокоссовского». Этот трамвай  примечателен еще и тем, что он имеет два    названия: 4л и 4п, что объясняется  стороной движения трамваев по кольцу. Протяженность маршрута ‒  чуть более 12    километров. Его отличительная особенность ‒ от Сокольнической заставы до  Ростокинского проезда часть пути трамвай идет через парк.

 Но самый первый Московский трамвай, на удивление, был запущен не в  Центральном округе. Трамвай № 6 проходил от Петровского парка до Савеловского  вокзала. Маршрут много раз менялся, полностью отменялся и вводился снова.  Более-менее близкий к нынешнему состоянию путь следования трамвай № 6  получил в 1944 году. Сегодня он отходит от Братцева и заканчивает маршрут на  станции метро «Сокол». Кстати, именно на шестой маршрут в прошлом году впервые  вышли трамваи нового поколения, сегодня такими трамваями охвачен весь маршрут.

  Показать Москву гостям

  А вот звание самого туристического по праву принадлежит трамвайному маршруту  № 39. Он  начинается у Чистых прудов и пролегает по Бульварному кольцу. 39-й  трамвай проходит мимо  множества старинных домов и усадеб исторического центра  столицы, из его окон можно увидеть  Свято-Данилов и Донской монастыри, районы  сталинской застройки на Ленинском и Ломоносовском  проспектах. Заканчивается маршрут у станции метро «Университет», неподалёку от Главного здания  МГУ.

 Таинственный Булгаковский трамвай

Многие поклонники Булгакова хотели бы прокатиться на том самом трамвае, который упоминается в романе «Мастер и Маргарита». Но,как выясняется, трамвайные линии никогда не проходили через Патриаршие пруды.

 «Существует одно доказательство того, что трамвай никогда не ходил рядом с  Патриаршими,  - поясняет историк Михаил Егоров, - Можно убрать рельсы и  переложить брусчатку, но ведь трамвай крепится еще и к контактной сети. А она в  свою очередь подвешивается в воздух с помощью петель, ввинченных в стены домов.  Такие петли никогда не снимают, и они остаются как свидетели когда-то  проходивших на этом месте трамвайных путей. Такие петли, например, сохранились  на некоторых домах вблизи Красной площади, по которой когда-то тоже ходил  трамвай. А вот на Патриарших прудах таких петель нет».

У исследователей творчества Михаила Булгакова есть еще одна версия. Булгаков подменил Патриаршими Чистые пруды. А вот там трамвай «Аннушка» действительно ходил и ходит до сих пор. 

Также через Чистые пруды проходят трамвайные маршруты № 3 и №39. Однако третий трамвай, запущенный в 1906 году, изначально следовал от Преображенской заставы до Сухаревской площади, а через Чистопрудный бульвар стал проходить только в 1964 году, когда Булгакова уже не было в живых, а роман все еще не был опубликован. 39-й же маршрут и вовсе моложе романа. Он был запущен в 1930м. 

Ну а добраться до Патриарших, также как и до «Нехорошей квартиры» на Садовой, можно на уже упомянутом выше троллейбусе маршрута Б, который во времена написания «Мастера и Маргариты» был трамвайным.

Вагон-пенсионер

Если вам захочется прокатиться в старинных вагонах, то это возможно только во время ретро-парада. В них каждый раз принимает участие и самый старый из существующих - трамвай Ф.  По выслуге лет он получил прописку в депо имени Апакова. Трамвайный парк сейчас обновляется и уж, конечно, вы уже не встретите медленно дребезжащий по рельсам вагончик. Однако приятно проехаться по летней Москве на новых трамваях по старым маршрутам.

Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном аггрегаторе