На чем ездили наши прабабушки
Трамваи появились на улицах Москвы в конце 19 века. С 1872 года по железным путям ходили конки – вагоны, запряженные двойкой, а в некоторых случаях и шестеркой лошадей. Такая конка развивала скорость до 8 км/час.
Но когда в 1899 году на маршрут вышел первый электрический трамвай, он сразу произвел фурор среди москвичей, став самым быстрым городским общественным транспортом. Трамваи развивали небывалую по тем временам скорость – 40 км/ч. Даже скорость автомобиля была ниже.
«А изобрел электрический трамвай тоже наш соотечественник Федор Пироцкий, еще в 1880 году. Но что-то у него не заладилось с финансированием и патент на первый электрический трамвай получил немец Сименс. Поэтому когда в Москве запускали трамваи, закупали их в Голландии. А вот отечественные трамваи начали производить в 1909 году на Коломенском заводе» - рассказывает историк Михаил Егоров.
Маршрутами довоенной эпохи
Так как с конца XIX века Москва существенно изменилась в размерах, ни один дореволюционный трамвайный маршрут до нашего времени не дошел. Но если у вас будет желание прокатиться по трамвайным маршрутам наших бабушек и дедушек, то вам стоит воспользоваться троллейбусом Б и Бк. В 1935 году по Садовому кольцу ходили именно трамваи и современные троллейбусы полностью повторяют их трассу. А по Бульварному (которое в то время называлось «Кольцом А») ходил самый знаменитый трамвай – А(Аннушка). Сегодня трамваи № «А» следуют несколько измененным маршрутом от Калужской площади до Чистых прудов.
Сейчас прокатиться по кольцу можно на единственном кольцевом маршруте №4. Следует он от метро «Сокольники» до «Бульвара Рокоссовского». Этот трамвай примечателен еще и тем, что он имеет два названия: 4л и 4п, что объясняется стороной движения трамваев по кольцу. Протяженность маршрута ‒ чуть более 12 километров. Его отличительная особенность ‒ от Сокольнической заставы до Ростокинского проезда часть пути трамвай идет через парк.
Но самый первый Московский трамвай, на удивление, был запущен не в Центральном округе. Трамвай № 6 проходил от Петровского парка до Савеловского вокзала. Маршрут много раз менялся, полностью отменялся и вводился снова. Более-менее близкий к нынешнему состоянию путь следования трамвай № 6 получил в 1944 году. Сегодня он отходит от Братцева и заканчивает маршрут на станции метро «Сокол». Кстати, именно на шестой маршрут в прошлом году впервые вышли трамваи нового поколения, сегодня такими трамваями охвачен весь маршрут.
Показать Москву гостям
А вот звание самого туристического по праву принадлежит трамвайному маршруту № 39. Он начинается у Чистых прудов и пролегает по Бульварному кольцу. 39-й трамвай проходит мимо множества старинных домов и усадеб исторического центра столицы, из его окон можно увидеть Свято-Данилов и Донской монастыри, районы сталинской застройки на Ленинском и Ломоносовском проспектах. Заканчивается маршрут у станции метро «Университет», неподалёку от Главного здания МГУ.
Таинственный Булгаковский трамвай
Многие поклонники Булгакова хотели бы прокатиться на том самом трамвае, который упоминается в романе «Мастер и Маргарита». Но,как выясняется, трамвайные линии никогда не проходили через Патриаршие пруды.
«Существует одно доказательство того, что трамвай никогда не ходил рядом с Патриаршими, - поясняет историк Михаил Егоров, - Можно убрать рельсы и переложить брусчатку, но ведь трамвай крепится еще и к контактной сети. А она в свою очередь подвешивается в воздух с помощью петель, ввинченных в стены домов. Такие петли никогда не снимают, и они остаются как свидетели когда-то проходивших на этом месте трамвайных путей. Такие петли, например, сохранились на некоторых домах вблизи Красной площади, по которой когда-то тоже ходил трамвай. А вот на Патриарших прудах таких петель нет».
У исследователей творчества Михаила Булгакова есть еще одна версия. Булгаков подменил Патриаршими Чистые пруды. А вот там трамвай «Аннушка» действительно ходил и ходит до сих пор.
Также через Чистые пруды проходят трамвайные маршруты № 3 и №39. Однако третий трамвай, запущенный в 1906 году, изначально следовал от Преображенской заставы до Сухаревской площади, а через Чистопрудный бульвар стал проходить только в 1964 году, когда Булгакова уже не было в живых, а роман все еще не был опубликован. 39-й же маршрут и вовсе моложе романа. Он был запущен в 1930м.
Ну а добраться до Патриарших, также как и до «Нехорошей квартиры» на Садовой, можно на уже упомянутом выше троллейбусе маршрута Б, который во времена написания «Мастера и Маргариты» был трамвайным.
Вагон-пенсионер
Если вам захочется прокатиться в старинных вагонах, то это возможно только во время ретро-парада. В них каждый раз принимает участие и самый старый из существующих - трамвай Ф. По выслуге лет он получил прописку в депо имени Апакова. Трамвайный парк сейчас обновляется и уж, конечно, вы уже не встретите медленно дребезжащий по рельсам вагончик. Однако приятно проехаться по летней Москве на новых трамваях по старым маршрутам.