В ряде городов США владельцы парковок, расположенных, главным образом, у кафе и магазинов, начали свои собственную борьбу с незаконно припаркованными машинами. Теперь они надевают на колеса таких автомобилей так называемые «башмаки» и стопоры колес, которые можно снять, заплатив оператору парковки, пишет сайт Syracuse.com.
Десятилетиями так боролись с нарушителями правил парковки муниципалитеты и полиция. Но сейчас такая практика распространилась среди владельцев частных парковок по всей стране: от Портленда до Чикаго и Нью-Йорка. Теперь автомобиль, как раньше, не эвакуируют – сособственники стоянок блокируют колеса и неплохо на этом зарабатывают. Чтобы снять с колеса блокиратор, водителям приходится заплатить сумму вплоть до 150 долларов, а порой и больше. Однако весьма спорно, законно ли это и имеют ли частные лица такие полномочия.
Продавцы блокираторов колес обходят вопрос законности и утверждают, что распространившаяся практика гораздо приятнее для самих водителей. Вернувшись на стоянку, не нужно гадать, угнали ли твою машину или эвакуировали, не надо искать штрафстоянку. Кроме того, по словам продавцов этих устройств, у водителей есть комфортное место, где можно подождать, когда колеса разблокируют, – их собственный автомобиль.
«Представим, что на улице 20 градусов мороза, как бывает зимой в некоторых областях нашей страны, а Вы можете сидеть в свой машине в тепле. И Вам не нужно блуждать по ужасной погоде, ища, куда же делась Ваша машина», – говорит Джеральд Мейсон, директор компании California Immobilizer, продающей стопоры колес.
Подобные законы пока приняты далеко не везде. Так, в полиции города Сиракьюса в центральной части штата Нью-Йорк признали, что законодательных норм, определяющих, как поступать с частным лицом, которое прикрепило «башмак» к чужому автомобилю, нет. Как рассказал сержант Вильям Крофт, полиция, департамент охраны общественного порядка и прокуратура округа Онондага провели соответствующею экспертизу и не нашли ни одного закона, который признавал бы блокировку колес хозяевами частных парковок законной или, напротив, незаконной. Между тем к властям обратились за последние несколько месяцев пять автомобилистов, которые попали в описанную ситуацию на одной и то же парковке на Весткотт Стрит. Но что делать с поступившими жалобами, в полиции не понимают. По словам Крофта, поначалу сотрудники охраны правопорядка даже не знали, стоит ли вообще освобождать машины с заблокированными колесами.
Крофт потребовал от них установить знаки, на которых было бы указано, сколько водитель должен заплатить, чтобы на колеса его машины не надели «башмак», а также номера телефонов операторов парковки. Кроме того, он посоветовал, чтобы поблизости всегда был специалист, который мог бы оперативно снять блокиратор.
Сложившаяся ситуация беспокоит не только водителей, но и предпринимателей. За последние несколько недель количество посетителей заведений на Весткотт Стрит значительно сократилось: операторы частных парковок блокируют колеса от 6 до 10 машин в день.
«Ты можешь выйти из автомобиля буквально на пару минут, а они этого и ждут», – рассказала хозяйка одно из магазинов на Весткотт Стрит Лоран Кэури.
Недовольство автомобилистов и предпринимателей, а, главное, призывы официальных властей вряд ли в ближайшее время остановят операторов частных парковок: уж очень прибыльный получается бизнес. В Сиракьюсе, чтобы снять «башмак» с колеса, водители платят владельцам частных парковок 150 долларов. Если получать эти деньги с шести водителей в день, то в месяц получается 27 000 долларов.