16 ноября

Колеёй в один рельс

Главным достоинством нового транспортного средства была железнодорожная колея, имеющая всего один рельс. Показ обернулся удачей для изобретателя, поскольку он оказался в нужном месте и в нужное время.

Это была эпоха правления короля Эдуард VII, пришедшаяся на период, как мы скажем сегодня, инновационного развития. Макс Планк и Альберт Эйнштейн открывали новые горизонты познания, Эрнест Резерфорд издал свою работу по радиоактивности. Первый беспроводный сигнал Гульельмо Маркони пересек Атлантику, поднявшись в воздух, братья Райт покорили шестой океан. Разводил пары гигантский Титаник, готовившийся к своему рекордному, но, увы, роковому походу. Оттого Лондон не мог устоять перед соблазном поразить весь мир своей оригинальной новинкой.

Приводимая в движение электромоторами, модель поехала, искусно балансируя на проводе, натянутом на высоте коло двух метров над землей. Изумленные члены Королевского общества смотрели, как повозка сохраняла равновесие в движении и при остановках, несмотря на яростно раскачивающийся под её весом провод. Так уж повелось, что зачастую именно военные люди становятся двигателем прогресса. Заинтересовавшись демонстрацией, британское военное ведомство предоставило Брэннану субсидию на постройку такой повозки, но в натуральную величину.

Вскорости под руководством изобретателя был построен вагон длиной 12 метров и весом 22 тонны. Транспортное средство уравновешивалось двумя вертикальными гироскопами, установленными рядом, и вращающимися в противоположных направлениях с частотой 3000 об/мин. Каждый гироскоп представлял собой диск диаметром больше метра в диаметре и весом750 кг.

Два бензиновых двигателя, один - мощностью 20 л.с. приводил в движение гироскопы и позволял двигаться на малых скоростях, другой – в 80 л.с. – использовался для движения на высокой скорости. Впрочем, максимальная скорость вагона не превышала 35 км в час.

Сам по себе экипаж оказался вполне жизнеспособным и легко перевозил по однорельсовой железной дороге груз в 10 тонн либо около 40 пассажиров. Однако, использование его в качестве локомотива создавало проблему: для каждого вагона в таком поезде понадобились бы гироскопы, соответственно вместе с энергоустановкой для их привода. Но окончательный крест на судьбе изобретения поставил простой факт: в случае отказа хотя бы одного гироскопа неминуема катастрофа. И, надо пролагать, военные сочли, что это «оружие» вряд ли сможет выиграть войну.

Поделиться
Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном аггрегаторе