Заместитель начальника Ситуационного центра ГКУ ЦОДД, руководитель аналитического отдела Экспертного центра Пробок.нет Андрей Мухортиков рассказывает о самой крупной программе организации движения, которая когда-либо готовилась в городе. По новым проектам появятся новые нужные развороты и участки двустороннего движения, планируется увеличить количества полос на вылетных магистралях в проблемных местах, в первую очередь в сторону области. В программе преобладают крупные, масштабные мероприятия: много вылетных магистралей, планируется даже расшивка нескольких узких мест на ТТК и на МКАД.
Увеличение количества полос в узких местах на радиальных магистралях
Одно из приоритетных направлений работы транспортного комплекса и в первую очередь Центра организации дорожного движения – вечерний выпуск транспорта из города. Если дискуссии о необходимости дозировать и перераспределять трафик утром в центр еще имеют право на жизнь, то с тем, что вечером транспорт должен вылетать из города, как пробка из бутылки шампанского, есть единодушное согласие.
Вот список некоторых из одобренных проектов переразметки вылетных магистралей.
Волоколамское шоссе. От Тушинской эстакады до МКАД в сторону области добавится полоса: вместо 3 полос + выделенка станет 4 полосы + выделенка, в центр останется 3+А.
Дмитровское шоссе. На Лианозовском путепроводе добавится по 1 полосе в каждую сторону: вместо 2+А станет 3+А.
Улица Свободы. От Химкинского бульвара до МКАД в сторону области на всех перекрестках будет по 2 полосы прямо, причем без перестроений.
Каширское шоссе. От Ясеневой до МКАД: в сторону области вместо 3+А за счет сужения сделают 4+А, это особенно нужно в «дачный» час пик.
Профсоюзная улица. От Теплого стана до МКАД в сторону области вместо 3+А сделают 4+А, транспортный поток будет лучше вылетать на реконструированное Калужское шоссе
Киевское шоссе. От микрорайона Первый Московский до МКАД за счет сужения полос и обочины будет организовано по 4+А в каждую сторону. Причем полосы останутся шириной по 3,5 метра, так что скоростной режим можно не снижать.
Звенигородское шоссе и ул. Мневники. От ТТК до 1905 года на 1 увеличится количество полос в центр (добавится 1 ряд), а в сторону области полос станет больше перед перекрестком с улицей Сергея Макеева, также будет лучше прикрыт выезд с ТТК. Будет ликвидировано узкое место на улице Мнёвники перед тоннелем (количество полос увеличится с 3 до 4-х).
Кутузовский проспект. Добавится 1 полоса в сторону области от Минской улицы до Рублевского шоссе, это еще немного улучшит движение в сторону области после прошлогодней переразметки участка от ТТК до Минской улицы вдоль Парка Победы.
Расшивка узких мест на МКАД и ТТК… переразметкой!
Радиальных магистралей в городе много, а колец – мало. В этом году замахнулись на, казалось бы, невозможное: улучшить ситуацию на МКАД переразметкой!
В работе сейчас 4 участка переразметки МКАД.
Внутренняя сторона МКАД от Дорожной улицы до Ясенева. Согласно проекту к имеющимся 5 рядам добавится 6-я полоса от съезда с Бутово (того самого, где стоял известный «бутовский Санта») до съезда в Ясенево! Это позволит не только дать дополнительную полосу для жителей Бутово, но и улучшить движение в остальных 5 рядах. Рассчитываем за уменьшение одной из главных пробок на МКАД – утреннего и дневного затора от Братеево до Ясенево. За проездом Карамзина внутренний МКАД обычно едет хорошо, так что «переноса пробки» не произойдет.
Рязанская и Кожуховская развязки. В районе этих развязок сейчас царит хаос с объездом по дублеру, нелогичными сужениями и пересечениями потоков. По проекта в узких местах количество полос увеличится с 5 до 6, съезд с дублера станет второстепенным, а выезды будут лучше прикрыты. Все это позволит лучше обособить транзитный трафик от съездов и уменьшить толчею и количество аварий на перестроениях.
Внутренняя сторона МКАД от Дмитровского до Алтуфьевского шоссе. Больше года назад внедрили проект переразметки Алтуфьевского шоссе от Вёшек до Вологодского проезда, увеличив количество полос и прикрыв выезд с МКАД, чтобы победить пробку на внутренней стороне МКАД. Стало гораздо лучше, но все-таки затруднения на кольцевой еще остались. Причина: поток с Дмитровского шоссе все время увеличивается по мере его реконструкции, а полос на МКАД здесь 5. Добавив 6-ю полосу, убьем двух зайцев: предоставим собственную полосу и потоку выезжающих с Дмитровского шоссе, и съезжающим на Алтуфьевское.
Внешняя сторона МКАД от Волоколамского шоссе до Строгинской развязки. Главной проблемой этого участка является съезд в Строгино на Мякининский проезд, на который часто стоит затор в 2 ряда, для проезда прямо остается 3 полосы. При этом от Волоколамского шоссе в районе ТВЦ «Крокус» 6-7 полос, а в зоне развязки всего 5. Увеличив количество рядов в зоне развязки до 6, выровняем рядность и уберем бутылочное горлышко. Однако только этого здесь будет недостаточно, поэтому уже на первом этапе планируется еще и переразметить Мякининский проезд, увеличив количество полос к перекрестку с 3 до 4-х и более грамотно распределив потоки по полосам. Если этого окажется недостаточно, на втором этапе подумаем про отмену некоторых проблемных направлений.
Для Третьего транспортного кольца придумано два решения с переразметкой.
Первый участок – перегруженный Сущевский вал на севере ТТК. Одна из серьезных проблем – отсутствие полос разгона и торможения: выезды с дублеров, с Бутырской, Новослободской не имеют своей полосы и вливаются прямо в основной поток 4 ряда. Из-за этого много мелких аварий и затруднения на ровном месте. За счет небольшого сужения полос добавляем 5-й ряд от Савеловской эстакады до съезда на Проспект мира в центр, за счет этого все выезжающие получат свою полосу. Чудес ожидать не стоит (с главными узкими местами – сужением на Нижней Масловке и съездом на проспект Мира в область пока что-то сделать сложно), но порядка на ТТК определенно станет больше. Кстати, скорость движения здесь 60 км/ч, так что полосы 3,25-3,4 вполне уместны.
Второй участок – ТТК от Волгоградского проспекта до Шарикоподшипниковской. Здесь проблема в траекториях полос. Разметка устроена так, что едущие по левому ряду на внутренней стороне ТТК почему-то оказываются в правом! Фактически всем приходится перестраиваться. Выведем едущих прямо левее, так чтобы возникали ряды для поворота на Волгоградский.
Снижение перепробегов
Повысить связность, уменьшить перепробеги, более равномерно распределить нагрузку на дороги можно строительством новых проездов. Но не только. Иногда достаточно ввести новый левый поворот, разворот, участок двустороннего движения.
Новые развороты будут созданы в нескольких местах:
- на Севастопольский проспект в районе МЦК;
- Севастопольский проспект с южной стороны от Нахимовского проспекта из области в область;
- Улица Поляны, не доезжая левого поворота на ул. Знаменские садки;
- Бутырская улица перед Новодмитровской из области в область и у дома 21 в обе стороны;
- Балаклавский проспект в районе ТЦ Штаер (разворот со стороны Варшавского шоссе);
- Хорошевское шоссе между 5-й Магистральной и 2-м Хорошевским проездом (2 разворота в обе стороны).
Двустороннее движение будет введено:
- На Мазиловской улице у метро Пионерская;
- На участке улицы Демьяна Бедного (от Звенигородского шоссе до пр-та Маршала Жукова);
- На участке улицы Усиевича (от Головановского переулка до Балтийской);
- На участке улицы Вишневой (от Тушинской до Циолковского).
Везде это позволит сократить перепробеги местным жителям на 1-3 км, создаст новые удобные маршруты движения и к тому же разгрузит соседние перекрестки от лишнего трафика.
Новый-старый съезд появится с дублера проспекта Маршала Жукова на основной ход после Генерала Карбышева, а чтобы он стал безопасным, будет выровнено количество полос на основном ходу Звенигородского шоссе.
Левый поворот появится с Проектируемого проезда 5470 при движении с Научного проезда на Херсонскую улицу.
Важно отметить, что новые направления практически всегда создаются за счет сужения полос и добавления разворотного кармана, поэтому количество рядов прямо не меняется, а развороты остаются безопасными.
Направляющая разметка «едущие прямо не перестраиваются»
Очень важное и при этом часто недооцениваемое направление работы с разметкой. Дело в том, что в ГОСТах не прописаны предпочтительные траектории движения, а в результате проектировщики даже при уширении в зоне перекрестка часто «бросают» левый скоростной ряд на поворот налево, а в ряд для проезда прямо надо перестраиваться. Это создает суету, сутолоку и аварийные ситуации.
Согласно новому проекту прямоходные полосы будут выведены без перестроений не только на Третьем кольце под Волгоградским проспектом, но еще на улице Свободы (от Химкинского бульвара до Планерной), а также на улице Адмирала Корнилова, также известной как дорога Мамыри – Саларьево.
Локальные проекты
В основном на локальных улицах тоже увеличивается количество полос, добавляются островки безопасности, корректируется геометрия. Список адресов:
3-я Магистральная улица на северной участке, Фестивальная – Клинская, Митинская ул. и Новотушинский проезд на перекрестке с Барышихой, Яна Райниса перед Туристской, Калужская площадь, Кожевнический вражек, 1-я улица Машиностроения перед Велозаводской, Шипиловская улица и Ореховый бульвар перед Каширским шоссе, улица Подольских курсантов перед Элеваторной.
Оптимизация дорожного движения в Москве будет продолжаться и уже есть планы на 2019-й.
Посмотреть более подробную информацию и схемы по новым проектам можно здесь.