19 ноября

Один день из жизни машиниста

DSC_0181

А каким счастьем было найти на окрашенном с внутренней стороны стекле двери переднего вагона царапину, через которую можно было наблюдать за работой машиниста и тоннелем. Работа машиниста такая интересная с детства и такая скрытая от посторонних глаз, работа, результат которой мы видим каждый день, но при этом не имеем ни малейшей возможности посмотреть на процесс. Сегодня нам представится уникальная возможность посмотреть на то, как устроена работа машиниста от самого начала смены и до конца дня ---> Сегодня мы заступаем с одним из машинистов метрополитена в ночную смену. Встречаемся на станции метро Сокольники DSC_0060 Машинисты работают по плавающему графику. Число часов в кабине поезда может длиться от 6 до 8,5 часов, а время заступления на смену варьироваться в зависимости от графика других машинистов, отпусков, больничных и т.д. Знакомьтесь - машинист Иван Топилин, с ним мы проведем ближайший вечер, ночь и утро - вот такой рабочий день. Время около 15:45 - Иван прибывает на работу. DSC_0014 По нормативам перед рабочим днем положено 8 минут на медосмотр и 4 минуты на инструктаж. В торце станции находится медпункт. DSC_0055 Жалоб на здоровье у Ивана нет. Перерыв после предыдущей смены составил 17 часов. Вся информация вносится в базу данных, загружается личная карточка, и врач приступает к измерению давления. DSC_0035 Давление и пульс в норме Теперь нужно дунуть в тестер на алкоголь. Все данные также сразу поступают в общую базу данных DSC_0042 Медосмотр пройден, о чем сделана соответствующая отметка в путевом листе Проходим в соседнее помещение для инструктажа. DSC_0074 В метро каждый день что-то происходит или что-то меняется, выходят новые внутренние распоряжения и инструкции. Сегодня нет больших обновлений, поэтому инструктаж короткий и укладывается в рамках положенных 4 минут, хотя периодически машинисты специально приходят несколько заранее, чтобы успеть изучить новую информацию. Инструктаж пройден, о чем также делается пометка в путевом листе. DSC_0082 Немного о том, что всегда при себе у машиниста, кроме путевого листа: DSC_0092 1) Красная корочка работника Московского метрополитена 2) Зеленая корочка, подтверждающая знание требований охраны труда 3) Красная корочка, дающая допуск к работе с электрооборудованием под напряжением до 1000 Вольт. 4) Серый формуляр для записи событий инструктором (инциденты с самим машинистом и вообще в метрополитене). Некоторые события записываются для информации, некоторые под подпись. 5) Ключ трехгранный 6) Будильник машиниста О последнем стоит рассказать отдельно: DSC_0083 Будильник при необходимости вешается на ухо и следит за прямым положением головы. Если машинист начинает "кивать", то раздается громкий неприятный писк. Медосмотр и иснтруктаж пройдены, время заступать на смену. Вы наверняка не раз видели, как за считанные секунды один машинист заскакивает в поезд, а другой выскакивает на платформу - именно так часто и происходит пересменка на некоторых станциях. DSC_0104 16:05 - машинист Иван Топилин заступил на смену. Едем от Сокольников в сторону центра. DSC_0109 Большую часть времени машинист видит тоннель, тоннель и ничего, кроме тоннеля, хотя на Сокольнической линии иногда можно посмотреть на погоду на улице. DSC_0135 Здесь мы оставляем Ивана. С тремя получасовыми перерывами на станциях ему предстоит работать на линии до 0:27, к этому времени он должен сдать состав в депо "Северное" рядом с м."Красносельская" DSC_0144 Время 0:03. Мы встречаемся вновь на м. "Комсомольская". "Поезд следует до станции Комсомольская" - порой слышат частые пассажиры Сокольнической линии. Именно на "Комсомольской" составы высаживают пассажиров и уходят в депо по ответвлению от основного тоннеля. DSC_0154 Дежурная по станции проверяет, все ли пассажиры покинули поезд, а мы заходим в кабину и отправляемся в депо. DSC_0169 0:10 - перед нами ворота депо DSC_0195 DSC_0213 DSC_0214 Поезд "припаркован", но для машиниста работа еще не заканчивается. В депо нет контактного рельса, поезд стоит не под напряжением. поэтому нужно пройтись по всем вагонам и отключить аварийное освещение, чтобы не сажать аккумуляторы. DSC_0284 Состав обесточен, но работа еще на завершена DSC_0299 Теперь нужно пройти вдоль всего состава и для дополнительной безопасности отключить системы на случай, если вдруг на состав будет подано напряжение. DSC_0329 Электрические цепи физически размыкаются при помощи специального ключа DSC_0322 В депо нет контактного рельса, и площадки, через которые состав получает электроэнергию сиротливо торчат в пределах красной зоны дорожки. Техника безопасности превыше всего, в рамках зеленой зоны можно спокойно идти и не бепокоиться, что можешь обо что-то споткнуться. DSC_0316 Но если напряжения нет, то каким образом поезд заходит и выходит из депо и как на него подают напряжение? Сверху через определенные промежутки висят кабели, так называемые "удочки", которые подсоединяются к штырю рядом с контактной площадкой, поезд трогается, головной вагон выходит из депо и подходит к контактному рельсу у ворот: DSC_0447 Удочка отсоединяется, и головной вагон вытаскивает пустой состав на линию. DSC_0335 Слева - юбилейный состав "Красная стрела", пущеный в честь 75-летия одноименного поезда Москва - Санкт-Петербург 0:32 - работы на составе сделаны, можно идти сдавать инструменты в Инструментальное отделение DSC_0341 Кроме ключей в каждой из двух кабин поезда лежат фонари (с одной стороны светит белым, с другой красным, обязательно при нахождении в тоннеле), резиновые перчатки, молоток. DSC_0347 Все сдается под роспись, фонари ставятся на зарядку. Машинист, принимающий состав из депо, берет инструменты и комлектует поезд. DSC_0364 Пока поезда находятся в депо, в том числе глубокой ночью, проводятся плановые работы DSC_0375 0:50 - поднимаемся в комнаты отдыха локомотивных бригад в депо DSC_0377 DSC_0387 Машинист отмечается и указывает время, во сколько его нужно разбудить. В нашем случае подъем в 05:50. Официально должность этой сотрудницы метрополитена называется “Дежурная по дому отдыха локомотивных бригад”, но все неофициально называют ее "будильщицей", в ее обязанности входит создание уюта, поддержание кухни и, конечно, контроль за подъемом машинистов. Только благодаря таким женщинам машинисты могут жить в таком графике DSC_0397 DSC_0441 Комната отдыха DSC_0442 Кухня DSC_0410 Комнаты отдыха DSC_0413 У каждого машиниста в депо свой комплект белья DSC_0428 Общий вид комнаты отдыха. Теперь сон примерно с 01:00 до 05:50 DSC_0445 В 05:50 Ивана Топилина поднимает "будильщица", и он пешком отправляется до м."Комсомольская". Сегодня он принимает поезда не в депо. DSC_0469 От депо до "Комсомольской" идти всего ничего и вот уже в 06:15 мы находимся в комнате дежурной по станции (в центре зала, под лестницей). Подписываем путевой лист, берем фонарь и вперед, принимать поезд, который уже ожидает в тупике DSC_0472 В тупик с платформы ведет узкий проход DSC_0488 06:17 - мы прощаемся с Иваном Топилиным, дальше в тоннель нам нельзя, нужно иметь допуск, когда контактный рельс под напряжением. DSC_0496 После большого разрыва смены максимально можно работать 4 часа, в совокупности с уже отрабатанными часами не более 8,5 часов. Ивану осталось довезти поезд от "Комсомольской" до "Тропарево", а там его уже примет другой машинист. DSC_0527 Такая сложная работа, со не менее сложным графиком. Спасибо руководству метрополитена и транспортному порталу за предоставленную возможность снять такой репортаж.  

Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном аггрегаторе