30 ноября

Как на японских железных дорогах нечаянно изобрели бесконтактные платежи

Жительница Великобритании Рейчел Холдсворт сравнила лондонские и японские транспортные карты и пришла к выводу, что IC-карты из Страны восходящего солнца куда лучше Oyster (смарт-карта, с помощью которой в Лондоне можно оплачивать проезд в метро, автобусе, наземном метро и некоторых поездах). Что же касается нашей карты «Тройка», то она идет по своему собственному пути. Карта открывает доступ для ее владельцев не только к московскому транспорту и к поездам «Аэроэкспресс», но и к столичным развлечениям и достопримечательностям: Московскому зоопарку, «Лунариуму», Пушкинскому музею и главным каткам города.

В прошлом месяце мэр Лондона Борис Джонсон посетил Японию с визитом, цель которого — укрепление торговых отношений. Эта поездка запомнилась не только тем, как мэр ударил маленького ребенка во время игры в регби, но и тем, как градоначальник расхваливал преимущества бесконтактных платежей в общественном транспорте. «Я могу сесть на метро, я могу сесть на автобус и просто взмахнуть рукой у автомата, и абсолютно незаметно очень небольшая сумма снимается с моего банковского счета», — сообщил он ошеломленной публике.

И такому удивлению публики есть объяснение. Дело в том, что в Японии такие системы, известные как IC-карты, используются с 2001 года. И надо сказать, что работают они лучше, чем в Лондоне.

Японские IC-карты по своему внешнему виду будут знакомы всем пользователям «интеллектуальных» карт: кусок пластика размером с кредитную карту, на которую можно зачислять денежные средства. Когда вы прикладываете карту к считывателю при входе или выходе из метро или автобуса, высчитывается и списывается плата за проезд.

Все, кто привык к московской или лондонской транспортной системе, ощутят дежа вю. Хотя Япония исторически очень привязана к наличным средствам, различные транспортные карты постепенно завоевывают те сферы, которые в других странах кредитные и дебетовые карты захватили уже десятки лет назад.

В результате почти случайно японцы изобрели более «бесшовную» систему. Хотите купить выпечку в милой булочной? Используйте вашу IC-карту. Мучаетесь от жажды? А вот и вендинговый автомат со считывателем. Нужно оставить сумку на вокзале? Не стоит возиться с монетами, просто проведите картой.

В этот момент вы, наверное, думаете: все это здорово, но мы тоже используем бесконтактные платежи для оплаты транспорта и покупок в магазине. Хотя я еще не видела бесконтактных считывателей на вендинговых автоматах в Великобритании, но я уверена, что их время придет.

Но проблема возникла, когда лондонские автобусы перестали принимать наличные в автобусах: замечательно, если у вас есть банковский счет в стране пребывания, но если нет, то ситуация становится довольно сложной. Если бы в Японии предпочли, чтобы вы использовали дебетовую карту вместо карты Suica (в буквальном переводе «дыня»; аналог лондонской карты Oyster), с вас бы вместе с оплатой снимали 2,75% при каждом использовании.

В итоге двухнедельные поездки по Токио обходятся в несколько фунтов стерлингов; в Лондоне плата за транспорт иностранной картой обошлась бы примерно в такую же сумму. Но в нее не входит оплата транзакций за выпечку, бутылку воды или камеру хранения.

В сущности, это своеобразный налог с туристов за пользование бесконтактными картами. А учитывая, что гостям столицы Великобритании просто необходимо обзавестись Oyster, чтобы избежать разорения при оплате «наличкой» или хотя бы просто сесть на автобус, было бы здорово, если деньги с этой карты можно было бы использовать, оплачивая небольшие покупки и в других местах, помимо транспорта.

Скорее всего, этого никогда не случится. Представители лондонского транспорта, скорее, согласятся на то, чтобы банки покрывали издержки на использование электронной системы платежей, чем на сохранение этой системы себе, поэтому вопрос о расширении функций и возможностей применения не стоит вовсе.

Но такая версия событий базируется на предположении, что у каждого есть доступ к бесконтактной карте. Оно является неправильным в стране, где около одного миллиона человек не имеют банковского счета и где не все банки готовы предоставить бесконтактные карты. «Интеллектуальные» карты же доступны для всех; к тому же, их пользователям не нужно мучиться и запоминать PIN-код.

Добавим также, что у японских IC-карт есть еще одно преимущество: они все совместимы друг с другом. Существует масса таких карт (только в окрестностях города Фукуока их три), вдобавок с 2013 года можно использовать одну из десяти карт в разных регионах страны.

Рано говорить о 100% покрытии, но все же, представьте, что можно зайти в автобус в Эдинбурге или Манчестере и оплатить проезд картой Oyster. Или сесть на лондонский автобус и купить билет с помощью карты «Транспорта Эдинбурга». Или, если говорить о глобальных мечтах, поймать автобус в Германии или Нью-Йорке и приложить имеющуюся у вас карту. Чтобы показать, что эти чаяния пока еще слишком смелы, на этой неделе все пришли в восторг, узнав о том, что картой Oyster можно будет оплатить экспресс до аэропорта Гатвик.

Существует мнение, что у нас уже есть международная система платежей — Apple Pay. Но входной барьер уж слишком высок —  не у всех есть деньги на iPhone 6. Жаль, что мы не последовали примеру японцев и не изобрели Oyster до дебетовых карт.

 

Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном аггрегаторе