Сергей, как давно вы работаете в Мосгортрансе и какие обязанности есть у сотрудника, который занимает должность главного инженера трамвайного депо?
В «Мосгортрансе» я работаю с сентября 2008 года. Пришел я не главным инженером, а начальником участка электронных систем управления. Проработав полтора года в этой должности, я стал начальником комплекса ремонтных участков, он занимается более глубоким ремонтом в депо. После этого перешел на должность заместителя директора по ремонту подвижного состава и сейчас идет третий год, как я работаю главным инженером.
Обязанности главного инженера легче всего узнать из должностной инструкции, но она очень большая. Фактически, главный инженер отвечает в депо за всё, является первым заместителем директора филиала и во многом дублирует его функции. Конечно, основные мои вопросы – это вопросы технического обеспечения депо, работа всех инженерных систем (отопление, водоснабжение, электрообеспечение), оборудование, соблюдение требований по ремонту подвижного состава и многое другое. Единственное, куда меньше всего приходится лезть, это бухгалтерия, хотя с экономистами, отделом труда и заработной платы работа ведется очень плотная.
С чего начинается рабочее утро? На чем добираетесь на работу?
Добираюсь я на машине, так как депо находится примерно в 5 км от моего дома, и вся поездка занимает около 15 минут.
Рабочий день начинается с общения и начинается еще до того, как я приезжаю на работу – звоню диспетчеру и выясняю обстановку: как проходит выход транспорта на маршрут, нет ли проблем с водителями. На въезде выясняю у охраны, не было ли каких-то инцидентов ночью. Вдруг, например, пьяный пассажир отказался выходить на конечной. Пытаться повлиять на ситуацию во время движения небезопасно для водителя, поэтому он вынужден ехать в депо, где пассажиром занимается уже охрана.
Далее в самом депо выясняю у начальника цеха, как работает ремонтная служба. То есть изначально узнаю общие данные, которые позволяют представлять положение дел в депо на сегодня.
Как проходит проверка подвижного состава? Может быть такое, что без общения с руководителями подразделений просто подходите к конкретному трамваю и что-то проверяете самостоятельно?
Проверкой подвижного состава я занимаюсь всегда. Если иду мимо вагона и вижу, что он находится на техническом обслуживании, могу залезть в любую его часть и, если есть вопросы по качеству или перечню проделанных работ, я обязательно их задаю. Сотрудники не знают, когда я пойду мимо и что планирую проверить.
Сколько "поколений" трамваев вы застали за время работы в депо?
Когда я пришел, основной подвижной состав представлял собой трамвайные вагоны «Taтрa T3» в различных модификациях. Были даже вагоны, которые не имели электронных блоков управления и работали на реостатной системе пуска и торможения.
За время моей работы в депо неоднократно проходили испытания вагоны нового поколения от Петербургского трамвайно-механического завода, который ныне уже не существует, но вагоны которого еще выходят на маршруты. У меня проходили испытания вагоны 71623 Усть-Катавского вагоностроительного завода, за рыжий цвет их сейчас называют «морковки». Испытания проходил и предшественник этих вагонов - вагон 71630. Это первый вагон с регулируемым уровнем пола, сейчас в единственном экземпляре хранится в одном из московских депо.
И, конечно, главное – при мне начали проходить испытания вагоны нового поколения производства отечественного Уралвагонзавода и польской компании PESA. Трамваи нового поколения ‒ это абсолютно низкий уровень пола, современные, комфортабельные, красивые. Наверное, для меня это был главный шаг вперед.
Как вы себе представляете трамвай будущего?
К идеальному, с моей точки зрения, трамваю мы приближаемся довольно быстро. Сегодня на столичных маршрутах работают 60 вагонов нового поколения. Это современный городской трамвай, на уровне лучший европейских аналогов. Плюс Мосгортранс сам идет большими шагами к тому, чтобы приблизить даже существующие трамваи к трамваю будущего – это и установка систем кондиционирования для водителей и пассажиров, разработка системы оснащения вагонов точками Wi-Fi, чтобы пассажиры всегда были на связи. Также постоянно перерабатываются маршрутные сети.
Самое главное, трамвай должен быть таким, чтобы пассажиру в нем было комфортно, тепло и светло. В темное время суток освещенный трамвай создает ощущение безопасности. Фактически используемые сейчас модели практически отвечают всем требованиям.
Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы улучшить транспортную ситуацию в городе?
Думаю, что в последнее время транспортная ситуация значительно улучшилась. Комплекс мер, предпринимаемый городскими властями, существенно разгружает дороги – личный и общественный транспорт движется значительно быстрее. Движение стало более упорядоченным за счет платных парковок, ввода выделенных полос, регулирования светофоров и маршрутов, обособления трамвайных путей. Кстати, буквально на днях мы запустили пилотный проект на небольшом участке на улице Свободы по обособлению трамвайных путей. Это небольшие бетонные блоки со специальными выступами. Статистика по пассажиропотоку отчетливо показывает, что всё больше горожан пересаживается на общественный транспорт и это неудивительно, ведь он стал более комфортным и быстрым. А в благоприятную погоду можно добраться в нужную точку и на велосипеде, тем более, что он много у кого есть, только на балконе пылится.
Сами часто используете велосипед?
Да, причем с женой и дочкой езжу, часто выбираемся с друзьями. Берем велосипеды напрокат - часто катаемся далеко от дома, и со своим велосипедом далеко не уедешь. Для нас аренда велосипеда очень важная услуга.
Понятное дело, что зимой это не так актуально, но это всё зависит от качества дорог. При правильном состоянии дорог использование двухколесной техники можно продлить до десяти месяцев в году. А чем больше двухколесного транспорта – тем меньше пробок. Конечно, вопрос дорожной ситуации обширный, но грамотные решения, даже не всегда очевидные, помогут собрать единую систему, которая органично впишется в город и позволит ему дышать свободнее. Кстати, в теплое время годя планирую добираться на работу на велосипеде.