Последнее время в сети вижу огромное количество мнений о том, как стоит и как не стоит одеваться зимой на велосипеде. Конечно, одежда - это очень индивидуальная штука. Но моя цель - познакомить вас с научным подходом к этому вопросу и предостеречь от горе-советчиков. Грамотный подход к вопросу выбора одежды способен принести кучу положительных эмоций от спорта или зимней велопрогулки.
Прежде всего, холодно или тепло - это не температура снаружи, а ощущение нашего тела. Если представить это в математической формуле, то комфорт равен отношению энергии, производимой нашим телом, к энергии им же теряемой. И в этой формуле каждый параметр индивидуален и заслуживает отдельного внимания. Разные люди производят разное количество энергии: девушки явно меньше юношей, поэтому чаще мерзнут. В то же время, чем больше двигаешься - тем больше производишь; чем грамотней выбор одежды - тем меньше теплопотерь и так далее.
Подготовка: рацион
Первое, с чего стоит начать подготовку к зимней вылазке на велосипеде, – это не одежда, а еда. Собственно, а откуда еще возьмется та энергия, которую надо сжигать, чтобы чувствовать себя комфортно? Поэтому если впереди дальняя дорога, а за окном минус - запаситесь килокалориями. Девушки, не бойтесь этого слова. За час даже неспешной велопрогулки вы сожжете больше, чем сможете съесть за один раз (в разумных пределах, конечно). Я рекомендую отдать предпочтение белковой и достаточно жирной пище: яичница, каша, наваристый супчик, кусок мяса или курицы, на сладкое - чай с медом или шоколадом. Овощи погоды не сделают, но являются хорошим дополнением к тому же мясу. Отдельно стоит оговориться, что еда должна быть не просто сытной, а полезной. Если забить живот фаст-фудом, большая часть энергии уйдет не на обогрев, а на переваривание этих “вкусняшек”.
Одежда: в основе - термобелье
О потерях энергии: любая, даже незначительная физическая активность нас согревает, но наше тело устроено так, что при этом мы потеем. И именно испарение жидкости с кожи больше всего нас охлаждает. Причем, чем активней мы двигаемся, тем больше жидкости выделяется. И с этим связано основное заблуждение: чем больше теплой одежды, тем лучше. Это крайне неправильный подход! Потому что сразу, как вы остановитесь, замерзнете, ведь будете мокрые изнутри. Чтобы этого не случилось и не было необходимости все время двигаться, влагу необходимо отводить от поверхности кожи. Ничто не справляется с этой задачей лучше термобелья. Оно бывает двух видов: для активного и пассивного пребывания на воздухе. Выберете тот, который соответствует вашему стилю катания. Так же при покупке обратите внимание на температуру комфорта, она всегда указывается в спецификации.
Дальше должен быть согревающий слой. Сильно заострять внимание на нем не буду, так как он сильно зависит от индивидуальных предпочтений и температуры за окном. Могу лишь рекомендовать использовать для этих целей натуральные материалы - хлопок или шерсть. Последнее время появились неплохие синтетические материалы, но хорошие вещи из них стоят дорого, а на дешевые лучше даже не смотреть.
И наконец, верхний слой - защита от ветра и внешних неблагоприятных условий. Холодный ветер - явный враг комфорта и основной враг здоровья зимой. Стоит понимать, что велосипедист, двигаясь в среднем со скоростью 10-30 км/ч, испытывает на себе такую же скорость воздуха при полном штиле. Или больше, если дует ветер. В борьбе с этим, однозначно, лидируют синтетические спортивные вещи. Самое главное – следите, чтобы не было продуваемых мест. Как правило, это швы, застежки и молнии.
И еще несколько общих, но не менее важных, советов велосипедистам:
1. Уделите внимание аксессуарам: головному убору, перчаткам и шарфу. Для головы идеальным вариантом будет шлем и подшлемник (балаклава). Обычная спортивная или повседневная шапка также весьма неплохо справляется, но под шлем их лучше не надевать;
2. Перчатки лучше выбирать те, которые не продуваются, повышенной теплостойкости. Дело в том, что кисти рук на велосипеде почти неподвижны, следовательно, их нужно обогревать;
3. Для тех, у кого мерзнут конечности, продаются согревающие носки и перчатки. Они одноразовые, но действуют не менее 3-4 часов;
4. Велосипедист имеет определенную форму посадки. Поэтому уделите внимание пояснице. Некоторым может потребоваться утеплить колени. Товары для этих целей сейчас легко приобрести;
5. Обувь используйте с плоской подошвой (и желательно толстой, чтобы не замерзнуть). Каблук или пятка дают неправильное положение ноги на педали и, как следствие, могут привести к аварийным ситуациям;
6. Еще важный момент – как уже упоминалось выше, при движении на велосипеде человек испытывает на себе повышенную силу ветра. При морозе это чревато такой неприятностью, как обморожение открытых участков кожи. Старайтесь не оставлять таких - лицо закрывать шарфом. Еще есть старинное, но крайне эффективное средство - гусиный жир. Жирный крем для лица и губ тоже не будет лишним и поможет избежать обветривания.