21 января 2016

В Мадриде и Барселоне превышена допустимая норма вредных веществ от выхлопных газов

В Мадриде и Барселоне провели оценку качества городского воздуха. Выяснилось, что содержание диоксида азота, источником которого в подавляющем количестве случаев служат выбросы выхлопных газов, превысило максимально допустимые нормы, установленные в ЕС, пишет газета La Vanguardia.

Верхний предел среднегодового показателя по содержанию диоксида азота – 40 мкг/м3. В 2015 году станции контроля загрязнения атмосферы в Мадриде и Барселоне неоднократно фиксировали превышение этой нормы в три раза. Власти Мадрида были вынуждены пойти на крайние меры по ограничению трафика, в том числе запретив парковку в ряде районов.

В целом качество воздуха за последние десять лет улучшилось, а количество загрязнений несколько снизилось. Так, сократилось содержание твердых частиц, монооксида углерода и диоксида серы, возникающие в значительной мере как результат работы отопительной системы (например, при сжигании угольного топлива или природного газа).

Однако проблема загрязнения воздуха еще очень далека от решения. И главное препятствие на этом пути – высокое содержание диоксида азота, порождаемого городским трафиком. Как утверждают эксперты, в европейских, в том числе испанских городах концентрация диоксида азота остается в целом на одном и том же уровне.

По мнению специалистов Института экологической оценки и водных исследований IDAEA, такая ситуация связана, во-первых, с ростом автомобилизации, а во-вторых, с дизелизацией значительной части автомобильного парка. У автомобилей с дизельным двигателем выбросы диоксида азота значительно выше, чем у машин с бензиновым двигателем.

Такое незначительное улучшение качества воздуха тем удивительнее, что за эти годы почти все машины были заменены и были введены новые нормативы, в том числе по максимально допустимой норме диоксида азота в 40 мкг/м3. В 1999 году эти нормативы были одобрены, в 2001 году приняты соответствующие директивы ЕС, согласно которым эти нормы выбросов должны быть достигнуты к 2010 году. Но фактически, по мнению экспертов, все эти 15 лет все понимали, что эти нормативы не выполняются, да и невыполнимы.

Борьба с загрязнениями была проиграна из-за нечеткости нормативов, поскольку в попытке победить глобальное потепление ЕС сделал упор на снижение концентрации диоксида углерода. В итоге автомобильная промышленность в погоне за налоговыми выгодами сделала поворот в сторону производства автомобилей с дизельным двигателем, так как они выбрасывают в атмосферу меньше именно диоксида углерода. И автомобили-то в городах сменились, но другого опасного вещества – диоксида азота – в атмосфере стало больше.
В 2008 году власти европейских городов осознали, что просто неспособны выполнить новые нормативы по диоксиду азота. Тогда было решено организовать городские зоны пониженных выбросов, куда могут въезжать только те машины, которые отвечают европейским стандартам по выбросам частиц и выхлопных газов. В 215 городах Европы в разных форматах были введены эти правила. Помимо запрета были осуществлены и поощрительные меры для автомобилей с низкими выбросами, в особенности электромобилей. Так, для них предусмотрены льготы при оплате парковки и дорожного сбора.

Кроме того, эти запреты и поощрения дополнены системой специальных наклеек на лобовых стеклах автомобилей. В зависимости от уровня выбросов автомобиля выдается красная, желтая или зеленая наклейка, которая во многих городах соответствует определенной зоне, куда обладатель такого разрешения может въехать. Министерство сельского хозяйства, продовольствия и окружающей среды Испании еще в 2011 году обещало внедрить эту систему наклеек в прошедшем году, но своего обещания так и не выполнило.

Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном агрегаторе