29 января 2016

Города Европы отдали приоритет пешеходам

В Европе наступают тяжелые времена для автомобилистов: как отмечают эксперты, многие европейские города вытесняют их из своих центров, пишет газета Tages-Anzeiger.

Полвека Европа обустраивала свои города, исходя из интересов автовладельцев. Все эти годы расширяли дороги, организовывали развязки, строили паркинги. Пространство для пешеходов и велосипедистов оказалось в дефиците. Городами владели автомобилисты, которые определяли их облик городов, звучание и запах. Именно водители сделали реальностью новый образ жизни.

Но сейчас все повернулось вспять. За последние два года власти множества европейских городов дали понять, что автомобили будут из городских центров изгоняться – полностью или частично. Сейчас на наших глазах происходят по-настоящему революционные изменения. Общественное пространство вновь перераспределяется: пешеходы и велосипедисты получают обратно потерянные территории, а приспособление городов к нуждам автомобилистов опять сходит на нет. Милан, Дублин, Париж, Мадрид, Осло, Гамбург, Копенгаген, Брюссель и Хельсинки планируют провести соответствующие реформы по зонированию территорий.

Так, в сентябре прошлого года в Осло к власти пришла красно-зеленая коалиция. И всего месяц спустя она объявила, что центр города на срок до пяти лет становится зоной, свободной от автомобилей. Таким способом новое городское правление планирует снизить выбросы углекислого газа вдвое.

Ни одна революция не обходится без противодействия со стороны тех, чьи интересы ставятся под вопрос, что сейчас и можно наблюдать в Осло. Консерваторы и промышленники представили этот автомобильный запрет в самом черном свете, назвав его нарушение прав человека и объявив, что он приведет к концу эпохи благоденствия. Противники обвинили городское правление в том, что они хотят возвести вокруг Осло «Берлинскую стену». Другие опасаются, что из баров в центре города исчезнет пиво, поскольку на велосипедах его много не перевезешь. Профсоюзы пророчат угасание экономической жизни в городском центре, поскольку люди, по их мнению, будут делать покупки в торговых центрах на окраинах, – город понесет громадные убытки. Подобные громкие возражения раздаются и в других городах Европы.

Однако с логикой противников мер по разгрузке городов от машин сложно согласиться. Города, где меньше ездит автомобилей, могут предложить своим жителям чистый воздух, тихую обстановку и более эффективное использование улиц.

А опасения предпринимателей кажутся преувеличенными. Как показывает проведенное в Осло исследование, больше денег в городском центре тратят именно пешеходы и пользователи общественного транспорта. Автомобилисты же вносят в экономический оборот значительно меньшую часть.

И пиво из баров Осло не исчезнет. Напротив, поставки будут происходить быстрее: перевозчики не будут больше застревать в пробках.

Когда в 1960-х годах города организовывали первые пешеходные зоны, возникали те же самые опасения, что и сейчас. Между тем эти зоны – именно торговые улицы, которые и заманивают людей в городской центр. Когда улицу Лиматквай в центре Цюриха сделали пешеходной, большинство местных предпринимателей одобрило эту меру.

При этом города, стремящиеся освободиться от машин, не ограничиваются упразднением машино-мест для стоянки, увеличением тарифов на парковку и закрытием проезда для автомобилей. Взамен они организуют больше автобусных и трамвайных линий, создают развитую систему аренды велосипедов, благоустраивают пешеходные и велосипедные дорожки. И все это находится во взаимосвязи. В Хельсинки, например, мобильное приложение для каждого заданного маршрута выдает собранные вместе варианты передвижения на общественном транспорте, арендованном автомобиле и такси.
При таком комфорте перемещения по городу никто и не замечает отсутствие собственного автомобиля.
Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном агрегаторе