В городах эта проблема стоит особенно остро, потому что чем больше плотность населения на квадратный километр, тем меньше остается общественных пространств. Чтобы экономить место и деньги, для жителей придумали многоквартирные дома и офисные небоскребы, а для их автомобилей – всевозможные парковки. Подземные, надземные, многоуровневые, парковки-«башни», роторные парковки и т.д. Но градоначальники голландского Амстердама в стремлении сократить занимаемое машинами пространство пошли дальше всех. Они позволили организовать в центре города подводную парковку!
В Амстердаме множество каналов, совокупная длина которых – несколько сотен километров. И на дне одного из них – канала Boerenwetering – решено было устроить стоянку для автомобилей. Район Де Пейп, по территории которого проходит канал, был построен в последние десятилетия XIX века. С годами число автовладельцев безостановочно увеличивалось, и со временем район перестал вмещать такое количество машин. Автомобили занимали все пространство узких улочек Амстердама, не оставляя места даже для пешеходов. Требования жителей были противоречивы. Одни не хотели отказываться от своих автомобилей, а другим же была нужна комфортная окружающая среда для нормальной жизни. Односторонние улицы, платные парковочные места и строгий контроль за дорожным движением несколько улучшили ситуацию. Власти пошли дальше – организовали уникальную велоинфраструктуру и пересадили половину города на велосипеды.
Но компания ZJA (Zwarts & Jansma Architects) предложила соломоново решение, которое позволило одновременно увеличить свободное пространство и сохранить парковочные места. Архитекторы разработали план парковки, которая будет располагаться под водой в амстердамском канале. И идея, в итоге, воплотилась в подводный гараж под названием Albert Cuyp.
Канал Амстердама оставался полноводным на начальных этапах строительства в 2016 году. Рабочие установили стальные листы и залил бетон – это впоследствии стало стенами, затем раскопали нижнюю часть канала, удалив около 80 000 кубических метров почвы, и сформировали фундамент, который удерживается с помощью более 1000 свай.
Затем вода в канале была выкачана насосами, чтобы рабочие могли устанавливать колонны, полы, стены и шахты лифтов гаража. Последним шагом стало строительство крыши и заполнение канала водой.
Открытие парковки произошло совсем недавно, весной 2018 года. Большинство мест на новой стоянке зарезервировано для жителей Де Пейпа, у которых есть разрешение на парковку. В свободном доступе остается 60 из 600 мест. Для размещения автомобилей построены два уровня парковки длиной более 260 метров. В таком длинном и узком пространстве необходимо, чтобы въезд и выезд не создавал каких-либо проблем. Для этого внутри организовано прямое и одностороннее движение, а на стенах синим нарисованы линии и направляющие. Также тут можно припарковать до 60 велосипедов – куда же без них?
Чтобы максимально использовать ширину гаража, парковочная разметка разлинована под углом 70 градусов. Потолки гладкие, так как большинство кабелей и воздуховодов встроены в бетон и не нависают над головами. Еще на этой парковке нет темных углов, все освещено. Входы и въезды сделаны из прозрачного стекла, чтобы внутри парковки было светло и визуально просторно.
Основной задачей дизайнеров и проектировщиков было внедрить парковку в городской ландшафт так, чтобы не сделать в нем заметных изменений. Въезд и выезд осуществляется через уже имеющиеся в канале спуски на воду. Девиз создателей парковки: организовать все просто и безопасно, визуально ненавязчиво, и чтобы все это не занимало много места. Скромными по размеру сделали и лифты.
Поскольку система парковки помнит, какая машина на каком месте должна быть припаркована, она квалифицируется как «умный» гараж. Однако реальный интеллект этой парковки в том, что для размещения 600 автомобилей не было потрачено ни метра городского пространства. Наоборот, освободившееся снаружи (а, точнее, на поверхности) место от находившихся там ранее парковок переоборудуют в площади, игровые площадки и «зеленые» зоны с деревьями и цветами.
По словам местных чиновников, строительство парковки было непростым мероприятием. Рабочим пришлось быть очень аккуратными, чтобы не повредить плотно стоящие в этом районе здания XVIII века. По некоторым оценкам, стоимость всей парковки составила около 40,5 миллионов долларов.
Проект может стать примером для других мегаполисов, страдающих от дефицита свободного пространства. Причем вовсе необязательно делать именно парковки на дне рек и каналов – там можно создать практически все, на что только хватит воображения.
Кстати, подводные паркинги придумали еще в прошлом веке. Считается, что первой стала подводная парковка на 1 450 мест, открытая в 1972-м в городе Лейк-Дженива, США. Но голландцы подошли к этому вопросу системно. В ближайшие годы в Амстердаме уже планируются еще два подводных гаража: 800-метровая парковка под каналом Singelgracht и гараж на 7 000 велосипедов под Open Havenfront.