Столица Словении Любляна получила на 2016 год почетный титул экологической столицы Европы. Этот город выбрали как образец развития экологически устойчивого развития, главным образом, за счет продуманной транспортной политики, пишет посвященный городским инновациям сайт Citiscope.
Вдоль узких улиц на берегах реки Любляницы единственные звуки, которые вы, вероятно, услышите, – это стук каблуков по мостовой, голоса прогуливающихся людей и звон бокалов в летних кафе.
Все сильно изменилось по сравнению с тем, чтобы было десять лет назад, когда эти улицы были забиты автомобилями. Тогда у пешеходов было очень мало пространства. Тем, кто отваживался пройтись пешком, приходилось уворачиваться от машин и автобусов и дышать парами бензина из выхлопных труб.
Успешная борьба с автомобильным трафиком стала одной из причин, по которой на 2016 год Любляна была объявлена экологической столицей Европы. Этот титул часто получают признанные лидеры дискуссий на тему устойчивого городского экологического развития – такие богатые города, как Копенгаген, Стокгольм или Гамбург. Выбор небольшой столицы Словении показывает, что и у маленьких городов со скромными средствами есть чему поучиться. Кроме того, это свидетельствует еще и о том, что небольшие города могут провести ошеломляющие изменения за короткий период времени.
Такой успех Любляны – заслуга Зорана Янковича, мэра города с 2006 года. До своего избрания Янкович был генеральным директором главной на Балканах сети гипермаркетов Mercator. Когда он стал мэром, Янкович подготовил долгосрочный план по улучшению качества жизни в городе Vision 2025. Эта стратегия поставила амбициозные цели в сфере устойчивого транспорта, сохранения парков и зеленых зон города, а также развития системы сбора и экологически чистой переработки отходов. Эти идеи задали направление десяткам инфраструктурных проектов и определили дальнейшую политику городского правительства.
Запрет автомобильного движения в центре, хотя и вызвал больше всего споров, был, вне всякого сомнения, самой эффективной мерой в осуществлении поставленных задач. Янкович осуществил эту идею в первый же год своего пребывания у власти. Таким образом, уже к следующим выборам местные жители имели возможность оценить преимущества чистого воздуха, безопасных улиц, спокойных общественных мест – на фоне с сохранявшимися неудобствами. С того времени Янкович переизбирался три раза.
«Вначале все эти решения давались очень трудно, потому что у меня никогда не было 100-процентной поддержки. Но спустя восемь лет, если я на референдуме спрошу жителей Любляны, хотят ли они, чтобы городской центр снова открыли для частного автотранспорта, я уверен, что 90% из них захочет оставить его закрытым для машин», – говорит Янкович.
У Янковича есть то преимущество, что он руководит ярким в культурном отношении городом, обладающим богатым архитектурным наследством и одновременно обширными коренными лесами, которые занимают почти половину городской территории. Кроме того, благодаря расположенному в Любляне университету это – молодой город: из 287 000 жителей 43 000 составляют студенты. Город стал местом пересечения влияний и традиций таких соседних стран, как Италия, Австрия и Венгрия.
Титул экологической столицы Европы дает Любляне маркетинговый инструмент по привлечению туристов и одновременно внушает местным жителям гордость за их город. На весь 2016 год в столице Словении запланировано множество всевозможных мероприятий. Причем каждый месяц они будут посвящены какой-то отдельной теме. Так, январь объявлен месяцем высокотехнологичной утилизации отходов. Наконец, присуждение награды за экологическое развитие дает Любляне влияние среди других городов.
«До того, как мы получили звание экологической столицы Европы, для меня было просто невозможным встретиться с мэром Парижа или Берлина. После присуждения этой награды все двери стали открыты», – признается Янкович.
А мэру Любляны есть чем поделиться со своими коллегами в других странах. В последние месяцы такие европейские города, как Брюссель, Мадрид и Осло объявили о планах закрыть часть своих центров для автомобильного трафика. И центр Любляны представляет собой своего рода лабораторию по безавтомобильной городской среде: можно за 15 минут пройти через зону, закрытую для въезда машин, и увидеть соответствующую политику в действии. Так, город построил около центра подземный гараж и планирует построить еще. Кроме того, городские власти создают систему перехватывающих парковок, где маятниковые пассажиры могут оставить свои автомобили. Стоимость парковки включена в цену на автобусный билет «туда и обратно» в сторону центра.
Велосипедистам разрешено на небольшой скорости ездить в пешеходных зонах. Для остальной Европы это нехарактерно, где обычно в такой зоне ездок должен слезть и дальше идти пешком. Это политика дала результаты, и люди стали больше ездить на велосипедах. Правда, некоторые владельцы уличных кафе выражали недовольство, опасаясь, что велосипедисты будут ездить змейкой между их столов.
Директор словенского Института территориального развития Марко Петерлин считает, что все эти действия помогли значительно снизить автомобильный трафик. Вместе с тем, как отмечает эксперт, город недостаточно инвестировал в развитие общественного транспорта. В этом году ситуация изменится. В эксплуатацию выпустят 30 новых автобусов с низкой токсичностью отработавших газов.
Эта сбалансированная модель недавно была воплощена в жизнь в ходе реконструкции проспекта Словенска Цеста – важнейшей транспортной артерии города, соединяющей окружную дорогу с историческим центром. Проспект закрыли для автомобильного движения, сделав исключение для автобусов, малотоннажных машин доставки и такси с гибридным двигателем. Иначе говоря, сейчас дорогой в основном пользуются пешеходы и велосипедисты.
Однако в Любляне совершенствуют не только транспортную сферу. Город перерабатывает для повторного использования почти две трети отходов. Более того, Любляна – первый город в Евросоюзе, который разработал общегородскую стратегическую программу «Нулевые отходы».
Среди других последних новшеств в этой сфере – внедрение в центре города системы пунктов сбора мусора, который хранится под землей, пока его не вывезут. Сюда любой может выкинуть стекло, упаковку или бумагу. Биоразлагаемый мусор собирают в отдельные контейнеры, которыми могут воспользоваться только резиденты этого района. Причем за неделю разрешено поместить сюда только определенное количество отходов. Более того, чтобы открыть такой контейнер местные жители используют специальную карту с микрочипом.
Городские зеленые зоны также приобрели новые вид. В реновации этих территорий активное участие принимали различные гражданские ассоциации. Так, Табор-парк, несмотря на свое выгодное расположение около центра, был долгое время заброшен. Несколько лет назад ассоциация Bunker Institute по собственной инициативе начала его восстанавливать, проводя здесь фестивали и приглашая сюда любителей садоводства. Группа Prostorož, состоящая из четырех молодых женщин, профессионально занимающихся градостроительной планировкой, продолжила начатое. Они опросили местных жителей, каким бы образом они хотели восстановить парк. Они также организовали здесь блошиный рынок и стали проводить концерты, тем самым вовлекая местных жителей и людей из других районов в использование этого пространства.
«Мы были удивлены, когда увидели, как много людей пришло поучаствовать в нашей деятельности в Табор-парке. Успех нашей инициативы доказывает, что многомиллионные инвестиции не единственный путь для содействия регенерации городской среды», – говорит одна из участниц группы Prostorož Аленка Кореньяк.
Культурные ассоциации и группы местных жителей играют большую роль в ревитализации территории заброшенной стройки, расположенной рядом с Табор-парком. В течение двух недель в 2010 году огороженный забором участок превратили городской сад. Город, в чьей собственности находится это земля, разрешил с тех пор людям заниматься здесь садоводством. И теперь более сотни людей со всего города приезжают сюда, чтобы выращивать всевозможные овощи. Как отмечают авторы этой инициативы, пока подобные начинания являют собой исключения, поскольку город не проводит последовательную политику поддержки таких проектов. Впрочем, культура гражданского участия и активной инициативы со стороны горожан развивается очень быстро.
Другой пример подобного рода – проект «Библиотека вещей», запущенный в бывшем баре группой Prostorož. Здесь люди делятся или сдают в аренду различные предметы, которые нужны от случая к случаю, например, инструменты или спортивная экипировка.
«Каждый город способен в очень короткие сроки повысить качество жизни, если у градоначальника есть хорошая команда. У вас должно быть больше проектов, чем денег в бюджете. Потому, что некоторые из этих проектов вы не сможете сделать за имеющиеся у вас годы. Но ведь другие – сможете», – подвел итог Янкович.