22 февраля 2016

Место подвигам – небо и железная дорога

В День защитника Отечества принято поздравлять всех мужчин, но согласимся, что значение этого праздника куда более глубокое. Поздравляя наших дедов, отцов и супругов, в этот день мы чествуем мужественность в ее лучших проявлениях: силу духа, надежность и умение принимать непростые решения. В преддверии 23 февраля нам хотелось бы рассказать о подвигах машинистов и летчиков, которые по долгу службы каждый день берут на себя ответственность за жизнь и здоровье других людей

Поезда и самолеты, по уверениям статистиков, занимают первые места в списке самых безопасных видов транспорта. Однако происшествия могут случиться везде, и порой только мастерство и героизм пилотов и машинистов помогают избежать жертв. Взять хотя бы историю с рейсом «Пунта-Кана — Москва», которая произошла буквально неделю назад. На высоте 6 тыс. метров у самолета, покидавшего Доминикану с 355 пассажирами и 20 членами экипажа на борту, загорелся левый двигатель, и командир корабля Константин Парикожа решил возвращаться в аэропорт вылета. Едкий дым наполнил салон, а пассажиры уже были готовы проститься с жизнью. Но трагедии удалось избежать — несмотря на тяжелый вес машины с запасом топлива на 12 часов, Константин Парикожа и второй пилот Игорь Кравцов искусно посадили Boeing. «Хочу вас заверить, что каждый пилот, имеющий квалификацию командира или второго пилота, готов выполнить то же самое», — скромно говорит Константин по прибытии в Москву. Но все пассажиры этого самолета уверены, что жизнью они обязаны исключительному профессионализму экипажа.

 

 

Еще одна громкая история со счастливым концом произошла в Республике Коми в 2010 году. В самолете, совершавшем рейс из Якутска в Москву, отказало электропитание и отключилась связь. Как потом выяснится в результате проверки, причиной аварии стал перегрев бортовых аккумуляторов. Андрей Ломанов и Евгений Новоселов, командиры ТУ-154, приняли решения произвести вынужденную посадку на старую военную полосу в районе Ижмы, закрытую 12 лет назад и не значащуюся на лётных картах. Полоса оказалась слишком короткой, и машина проехала еще 200 метров по тайге. Никто из 81 пассажира и члена экипажа не пострадал, за что пилоты получили от президента звание «Герой России», а члены экипажа — ордена Мужества.

А следующий случай должны помнить старожилы Северной столицы. В далеком 1963 году самолет из Таллина, выполнявший рейс в Москву, был вынужден запросить экстренную посадку на аэродроме «Шоссейная» (ныне Пулково) из-за проблем с шасси. Чтобы выработать топливо и избежать сильного пожара, ТУ-124 на высоте всего 500 метров начал кружиться над городом. Однако на этом злоключения не кончились: в 21 км от аэропорта у самолета остановился левый двигатель. Экипажу во главе с Виктором Мостовым разрешили сквозной пролет через центр Ленинграда, но тут заглох и первый двигатель. Единственным правильным решением в этой ситуации стало приводнение на Неву. Этот легендарный случай вошел в историю авиации как одно из шести приводнений, которое прошло без жертв: все 52 человека, находившихся на борту, остались живы и благополучно добрались до Москвы.

Иногда для спасения жизни человека достаточно простой внимательности. В январе машинист грузового поезда Антон Ветлугин заметил из кабины маленького мальчика в безлюдной глуши в 10 км до ближайшего населенного пункта. Антон не стал останавливать состав — все-таки тормозной путь поезда составляет около километра, а остановка даже на несколько минут могла бы привести к столкновению со следующим составом – однако он счел своим долгом сообщить о ребенке в полицию. Как позже выяснилось, 9-летний мальчик шел к бабушке, заблудился и чуть не замерз в сугробе при – 20.

Настоящим героем называют машиниста из Свердловска Александра Шалыгина. В 2005 году глубокой сентябрьской ночью он в своей кабине пассажирского поезда №670 услышал, как диспетчер тщетно пытается связаться с грузовым поездом, который несется прямо на него. «На вас движется неуправляемый грузовой поезд. Срочно принимайте меры к остановке», — сообщили Александру. Расстояние между составами составляло всего два километра. Машинист с помощником отцепил локомотив, закрепил вагоны с мирно спящими пассажирами и пошел на таран. Только приняв удар на себя, можно было обезопасить пассажиров. За 150 метров до столкновения грузовой поезд все-таки остановился: машинистов разбудили громкие сигналы и яркий свет прожектора. После этого случая Александру Шалыгину предложили повышение по службе, но он предпочел и дальше управлять в кабине пассажирского поезда, а не в кабинете.

Похожая история с неуправляемым поездом произошла в 1996 году. Только причиной чудом предотвращенной трагедии стала не халатность, а зависть. Помощник машиниста никак не мог получить продвижения по службе и в сердцах разработал план мести. Он проник в тепловоз, поставил приборы на максимальную скорость и выскочил из локомотива. Навстречу неуправляемому составу опытный машинист Евгений Парчинский вел пассажирский поезд. Как и в предыдущем случае, машинист и его помощник отцепили и закрепили вагоны, но силу удара необходимо было погасить: впереди нефтепровод, а лобовое столкновение рядом с ним могло привести к катастрофе. Евгений принял решение идти на шальной тепловоз, затем дать задний ход, разогнаться и принять локомотив на себя, погасив силу удара и скорость. В результате этого маневра никто из 200 пассажиров не пострадал, а Евгений Парчинский был удостоен звания «Герой Российской Федерации».

Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном агрегаторе