2 августа 2018

Парковочному автомату – 83 года

16 июля считается днем рождения устройства, без которого до сих пор не могут обойтись уличные парковки мира – паркомата. Для тех, кто с парковочной системой лично не знаком, объясним – паркомат нужен для того, чтобы оплатить стоянку вашего автомобиля – как правило, на определенный период времени. Принимает в основном монеты, а кое-где – и купюры с банковскими и парковочными картами. Некоторые паркоматы выдают чеки, которые нужно положить под лобовое стекло, другие запускают таймер.

Первый паркомат появился в Оклахоме в 1935 году. Об истории появления платных парковок можно прочитать здесь - http://parking.mos.ru/news/1016/, а в этом материале подробнее остановимся на разнообразии паркоматов – современных и тех, которые уже не используются.

Паркомат, или «Парк-О-Метр №1», который разработал «отец платных парковок» Карл Меджи, принимал монеты. 5 центов – именно столько стоил час парковки в центре Оклахомы в 30-е годы. В течение десятилетия эффективность этого устройства оценили градоначальники других американских городов, и в начале 40-х в Штатах парковки «администрировали» уже более 140 000 паркоматов.

Впрочем, не все они были именно паркометрами мистера Меджи. Фирма M.H. Rhodes Inc. из Коннектикута немного модернизировала устройства: если раньше заводить пружину, с помощью которой работал паркомат, уполномочен был только специальный человек, то в новых устройствах это мог сделать и сам водитель. Первоначально большинство паркоматов были сконструированы так, что могли принимать только определенный вид монет. Впоследствии паркоматы стали менее «привередливыми», но кое-где все осталось по-прежнему. Например, в городе Хакенсак, Нью-Джерси, паркоматы принимают только «четвертаки» – монету в 25 центов.

В середине 80-х начали появляться более современные паркоматы, где некоторые механические части были заменены на новые, электронные: дисплеи, кнопки, платы и т.д. Паркоматы стали проще в обслуживании, так как внести новые данные на электронную плату проще, чем заменить деталь целиком. К началу 90-х в мире использовались уже миллионы различных паркоматов, но сама концепция устройства морально устарела. На смену старым паркометрам с таймером пришли новые автоматы, которые печатали чеки с временем начала парковки, ее завершения, номером зоны и т.д. Отличие новых паркоматов от старых не только в новых технологиях – «новинки» могли администрировать сразу несколько парковочных мест, а не только одно, что значительно снизило стоимость затрачиваемых на установку паркоматов средств. Кроме того, нередко водители покидают парковочное место до истечения оплаченного времени. В этом случае, свободное оплаченное место мог занять другой автомобилист. При использовании новых паркоматов это стало невозможно – если, конечно, оплативший парковку водитель не оставил свой парковочный чек рядом с местом, с которого он уехал. Например, в Торонто после введения новых паркоматов только лишь этот фактор позволил увеличить прибыль с парковок в два раза.

Новые автоматы начали принимать не только различные по номиналу монеты, но и карточки – что позволило водителям перестать беспокоиться из-за нехватки мелочи. Менее очевидная польза от этого – теперь администраторам парковок приходилось гораздо реже опорожнять паркоматы от монет, что также снизило затраты на эксплуатацию.

Кстати.

В некоторых странах решили максимально сэкономить на паркоматах – их просто не стали устанавливать. Чтобы оплатить парковку, водитель покупал специальный бумажный купон, где отмечал дату и время начала парковки, а затем клал его под стекло. Если время стоянки должно было превысить максимальное возможное, то оставлялось несколько купонов. Такая система использовалась или используется в Сингапуре и Бразилии, а также частично в Новой Зеландии, Малайзии, Австрии и Израиле. В Ирландии автомобилисты возят с собой парковочные диски – те же купоны, но многоразового использования.

А кое-где, например, в Вирджинии, США, используется IVPM – внутрисалонный персональный паркометр. Это электронное устройство, внешне похожее на пейджер, привязано к парковочному счету, на который можно класть деньги. При парковке водитель включает устройство и кладет его на видное место под лобовым стеклом.

Наконец, во многих крупных городах местные службы, администрирующие парковки, разработали мобильные приложения. Они позволяют оплатить парковку, не выходя из автомобиля, потратив на это лишь несколько секунд. Кроме того, мобильное приложение, как правило, образно говоря, «выдает сдачу» - то есть парковочную сессию в любой момент можно остановить, а неиспользованные средства вернутся на счет. Но при этом мало где совсем отказались от паркоматов, так как некоторые люди не пользуются смартфонами – принципиально или в силу возраста.

Паркоматы продолжают модернизировать – делать дешевле, удобнее и проще. Они теперь не так востребованы, но все же без них пока сложно представить современную платную парковку. Поэтому история этого полезного устройства продолжается.

Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном агрегаторе