5 августа

"Несущий свет": история светофора

В день светофора было бы нелишним вспомнить историю этого незаменимого на дороге прибора. Кстати, само слово "светофор" имеет довольно романтическое происхождение: свет и греческое φορός - «несущий», то есть несущий свет. Так когда же появились первые приборы-регулировщики?

Необходимость в светофоре человечество испытывало еще до появления автомобилей. В прошлых веках пешеходы, перебегавшие дорогу, нередко оказывались под копытами лошадей. Первая заметная в истории попытка организовать движение при помощи прибора была предпринята в 1868 году в Лондоне сотрудником железнодорожной компании по имени Джон Пик Найт.

Немалых размеров сооружение включало две семафорные стрелки. Горизонтальная стрелка означала остановку, приподнятая разрешала движение. В темное время время вместо стрелок использовали красный и зеленый фонари.

Находился старинный светофор в центре города у здания Парламента на 6-метровом столбе. Однако прослужил недолго. В начале 1869 года фонарь взорвался, травмировав полицейского. Трагедия заставила англичан отказаться от использования устройства.

Первая автоматическая модель светофора разработана в 1910 году Эрнстом Сиррином в Чикаго. На этом устройстве использовались надписи «Stоp» и «Prоceed».

А электрический "первенец" (питался от электрической сети) создали в США в 1912-м. Житель штата Юта Лестер Вайр разработал светофор с двумя сигналами, соответственно, красного и зеленого цвета.

В 1914 году, в Кливленде, установили четыре электрических светофора, сконструированных другим инженером - Джеймсом Хогом. Эти образцы светили красным и зеленым светом, а также издавали звуковые сигналы. Управляли ими дежурные полицейские, которые находились в специально построенной вблизи перекрестка будке.

Трехцветные светофоры изобрели тоже американцы - Джон Ф. Харрис и Уильям Поттс. В 1920 году. Работали изобретения на улицах Нью-Йорка и Детройта.

Первый европейский город, где появился электрический регулировщик, - Париж  (1922 год). В Англии электрическими светофорами стали пользоваться лишь в 1927.

Источник фото: rasmeinews.com

 

А в СССР первым внедрил новинку Ленинград. Первый светофор в Северной Пальмире установили  15 января 1930 года на пересечении Невского и Литейного проспектов. В  Москве он появился 30 декабря того же года. В качестве эксперимента светофор установили на углу улиц Петровка и Кузнецкий мост. Двумя годами позже электронный регулировщик поставили на пересечении улиц Кузнецкий мости Неглинная. К концу 1933 года эксперимент признали удачным, после чего в Москве светофоров значительно прибавилось, их гнасчитывалось около ста.  

Любопытный факт, до 1959 года красный и зеленый цвета на советских светофорах были на местах, противоположных нынешним. Позже СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах, и цвета расположились в знакомом нам порядке.

Московские светофоры нашего времени

Сейчас автоматический регулировщик представляет собой сложное устройство, включающее светильники, контроллер дорожной сигнализации, датчики транспортных средств, опор. Современные приборы также оборудованы светодиодными матрицами, которые обеспечивают хорошую видимость объекта. Управляет прибором специально разработанная автоматизированная программа, другими словами, компьютер.

Специалисты Центра организации дорожного движения Правительства Москвы (ЦОДД) ежедневно анализируют дорожную ситуацию. На основе полученных данных вводятся изменения в схемы организации дорожного движения и, где нужно, устанавливаются светофорные объекты (для справки, один объект может содержать от двух до 30 светофоров, в столице сейчас всего порядка 40 тыс. светофоров). Это позволяет повысить безопасность всех участников движения, особенно на крупных перекрестках, где пересекаются несколько направлений. Все точки установки новых объектов тщательно выбираются, в том числе и по обращениям граждан. Но основной фактор — это аварийность, где она есть, там необходим светофор. Также на установку влияют количество полос, интенсивность движения и многое другое.

 

В Москве постоянно внедряются новые технологии

 Год назад запустили «зеленую волну» для трамваев в районе пересечения шоссе Энтузиастов и Третьего транспортного кольца. Светофоры работают по «умному» алгоритму: на объекте установлено многофункциональное оборудование, которое передает сигналы в систему адаптивного управления светофорами. При подъезде трамвая к перекрестку светофор в течение минимального времени переключает фазу на зеленый свет для общественного транспорта. 

В Зеленограде Центр организации дорожного движения оснастил светофоры датчиками, которые рассчитывают движение автомобилей.

Детекторы, установленные на светофорах, анализируют интенсивность транспортного потока. В зависимости от полученных данных, светофор в автоматическом режиме включает нужную фазу. Например, при подъезде автомобиля к переходу в течение минимального времени включается зеленый сигнал светофора. Пешеходы могут воспользоваться нажатием специальной кнопки на светофоре, приостановить транспортный поток и перейти дорогу.

Сотрудники ЦОДД постоянно следят за состоянием приборов, которые время от времени нуждаются в чистке - в Москве хватает хулиганов, разрисовывающих светофоры, как и распространителей рекламных листовок, которые щедро «украшают» дорожные объекты. Службе эксплуатации центра периодически приходится чинить неисправные устройства. И хорошо, если светофор просто мигает желтым светом - на починку уйдет от одного до трех часов. Но, случается, что кабель поврежден, или прибор разбит в результате ДТП, в такой ситуации нужно много времени, чтобы вернуть его в исправное состояние. Кстати, Единый транспортный портал недавно публиковал статью о том, что за 6 месяцев нынешнего года ущерб от разбитых светофоров в столице составил не менее 1,8 млн рублей.

В ЦОДД круглосуточно работает ситуационный центр, который является центральным звеном интеллектуальной транспортной системы. Сюда стекается вся информация о движении благодаря камерам и датчикам.  Также существует дежурная смена в ситуационном центре ЦОДД, которая может вмешиваться в работу светофоров при фиксации нетипичных пробок в часы пик и нештатных ситуациях, например при ДТП.

Так, от примитивных стрелок с ручным управлением светофор эволюционировал до сложного автоматического устройства, которое буквально руководит автомобильными потоками и пешеходами и, тем самым, бережет жизнь всех участников дорожного движения.

 

Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном аггрегаторе