14 марта 2016

Как пограничник с собакой оказался в Московском метро

Иностранцы бродят по Московскому метрополитену как по музею, поражаясь его красоте. А мы, сталкиваясь с этими удивительными творениями каждый день в будничной спешке, уже не замечаем их красоты и исключительности. Поэтому сегодня мы предлагаем вам замедлить шаг и присмотреться.

Итак, станция «Площадь революции». Ее подземный вестибюль украшен двумя рядами скульптур. Всего здесь 76 бронзовых фигур. В изначальном плане их было 80, но в 1947 году, в связи с сооружением гермозатвора перед восточным выходом, 4 скульптуры были сняты. Фигуры «обитают» на станции с момента ее открытия. Они были выполнены в Ленинградской мастерской художественного литья коллективом под руководством известного скульптора М. Г. Манизера. Всего на станции 20 различных образов. 18 из них повторяются четырежды, а 2 – дважды. Скульптуры показывают сцены из жизни советского человека от революции 1917 года до 1937 года, когда они были установлены. По замыслу автора, скульптурная группа должна была стать портретом целого поколения, сумевшего в короткий срок поднять страну и превратить ее в мощную индустриальную державу. Манизер, следуя своему творческому принципу, стремился к сочетанию конкретности и обобщенности в образах. «Каждое лицо – тип, и вместе с тем вполне определенная личность».

Все фигуры (кроме фигур пионеров) для того, чтобы уместиться в ограниченный сводчатый объём арочных проходов, изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. В связи с этим говорили, что статуи представляют образ советского народа — «он весь или сидит, или стоит на коленях». За неестественное положение скульптурных образов они подверглись критике, однако скульптуры одобрил И. В. Сталин:

«На эту станцию при открытии прибыл генеральный секретарь И. В. Сталин, - вспоминал архитектор станции А. Н. Душкин, -  одобрил, ходил быстро вокруг скульптур и говорил «как живые, как живые» с грузинским акцентом…»

Чтобы сберечь скульптуры во время войны, в 1941 году они были эвакуированы в Среднюю Азию. На свои постаменты фигуры вернулись в 1944 году. Во время эвакуации скульптуры пострадали. От них остались лишь разрозненные части — головы, туловища, руки, оружие и другие детали. Однако за счёт того, что каждая скульптурная композиция повторялась четырежды, все скульптуры удалось полностью восстановить

Суеверия

Среди москвичей бытует поверие, что если потереть определенную часть бронзовых памятников и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Студенты, желающие сдать экзамены, облюбовали нос собаки пограничника. Те же пассажиры, кто уже сдал все экзамены, и мечтает о прибавке зарплаты, трут золотого петушка бронзовой птичницы. Помощи в научной работе просят у инженера. Ну а те, чьи желания связанны с детьми, предпочитают подержаться за пяточку младенца. А прикосновение к изящной ножке студентки, по поверию, излечивает от несчастной любви. Также считается, что если ранним утром потрогать флажок в руках у сигнальщика с «Марата», день будет удачным. Впоследствии такое же поверье сложилось и о нагане революционного матроса, поэтому его постоянно воруют. Также у обоих матросов можно встретить мечтающих об увлекательном и романтическом путешествии. 

Кого же мы здесь увидим?

Революционный рабочий (бант на груди) с винтовкой и гранатой.

Революционный солдат с винтовкой.

Крестьянин в лаптях, взявшийся за оружие.

Революционный матрос с наганом.

Парашютистка.

Матрос-сигнальщик с линкора «Марат». Прототипом матроса курсант военно-морского училища Олимпий Рудаков (в 1953 году, уже будучи капитаном 1-го ранга, он танцевал вальс с королевой Великобритании Елизаветой II в день её коронации.

Девушка-«Ворошиловский стрелок» с пневматической винтовкой.

Пограничник с собакой.

Стахановец с отбойным молотком.

Молодой инженер. Держит в левой руке шестерню. В правой руке инженера раньше был циркуль. Теперь на всех 4 скульптурах он отсутствует.

Птичница с курицей и петухом.

Хлебороб-механизатор.

Студент. Прототипом этой фигуры был Аркадий Гидрат (1911—1941). В 1930-х он учился, а затем преподавал в ГЦИФК; занимался спортом — был многократным чемпионом Москвы и рекордсменом СССР по прыжкам в высоту. Участвовал в Финской и Великой Отечественной войнах. Погиб в 1941 году при обороне Синявинских высот. Дочь Аркадия Гидрата рассказала в интервью “Комсомольской правде”, что последний раз она видела своего отца, когда ей было 4. Поэтому проходя по станции “Площадь революции”, она как будто возвращалась в свое детство. Они с мамой всегда приносили к скульптуре цветы. 

Студентка с книгой.

Спортсменка-дискоболка.

Футболист.

Отец с ребёнком.

Мать с ребёнком.

Пионеры-авиамоделисты.

Пионерки-географы.

 

Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном агрегаторе