ООО «Аэроэкспресс» является частным перевозчиком, обеспечивающим железнодорожное сообщение между центральными ж/д вокзалами Москвы и тремя ключевыми аэропортами Московского авиационного узла (МАУ): Домодедово, Шереметьево, Внуково. По итогам первого полугодия 2018 года услугами компании воспользовались 5,59 млн человек, а доля компании на рынке интермодальных перевозок МАУ, согласно расчетам агентства, составила 12,8%.
Благоприятное влияние на уровень рейтинга оказала положительная динамика пассажиропотока через аэропорты МАУ. В первом полугодии 2018 года темп прироста пассажиропотока через три ключевых аэропорта Москвы уменьшился по отношению к аналогичному периоду прошлого года с 18,5% до 9,3%, что, тем не менее, оценивается агентством как высокий показатель. Сильный рост в 2017 году носил единоразовый характер и был обусловлен стабилизацией экономики после кризиса 2014-2015 гг. Агентство ожидает, что в случае отсутствия внешних шоков общий пассажиропоток московских аэропортов в ближайшие два года будет расти на 5-6% в год. В то же время девальвация рубля может выступать ключевым фактором стагнации рынка туристических услуг, и как следствие, пассажиропотока аэропортов Московского авиационного узла.
Благодаря оптимизации тарифной линейки и организации бесплатного (возмещаемого правительством Москвы) проезда для болельщиков чемпионата мира по футболу компании удалось увеличить количество перевезенных пассажиров за первые шесть месяцев 2018 года до 5,59 млн человек, что на 3,3% выше аналогичного периода прошлого года. Однако, с учетом того, что рынок вырос на 9,3%, рыночная доля компании опустилась с 13,2% в 2017 году до 12,8% в первом полугодии 2018 года. Такая динамика, по мнению агентства, связана с возросшей конкуренцией со стороны услуг такси, каршеринга, а также улучшением дорожно-транспортной инфраструктуры в столице. Недостаточность предпринимаемых мер на поддержание конкурентных позиций и расхождение план-факта по пассажиропотоку при минимальных запасах ликвидности сдерживает оценку стратегического обеспечения компании.
В конце 2017 года компания ввела в эксплуатацию 11 двухэтажных подвижных составов фирмы Stadler, приобретенных на условиях финансового лизинга. Запуск новых поездов сопровождался постановкой на баланс всей суммы лизингового контракта, в т.ч. обязательств по выплате процентов до конца срока договора. Для целей расчета финансовых показателей агентство по аналогии с телом долга и процентными выплатами разделяло контрактную стоимость подвижного состава и платежей по лизинговой ставке. Таким образом, долговая нагрузка на 30.06.2018 (далее отчетная дата) с учетом дополнительных расходов, связанных с приобретением, составила 21,3 млрд руб., а отношение долга и выплат по долгу в ближайшие 12 месяцев к EBITDA за период с 30.06.2017 по 30.06.2018 (далее отчетный период) составили 8,5 и 1 соответственно. Высокий уровень долговой нагрузки оказывает сдерживающее влияние на уровень рейтинга. Кроме этого, деятельность «Аэроэкспресса» характеризуется низким уровнем диверсификации пассивов по кредиторам, что, по мнению агентства, снижает переговорные позиции компании по условиям привлечения и рефинансирования заемных средств. Удельный вес крупнейшего кредитора составляет 85% от суммарных пассивов компании. На отчетную дату показатель «стрессовой» ликвидности, рассчитанный по скорректированной стоимости активов, к обязательствам, составил 0,97. Также агентство отмечает низкую подверженность компании валютным рискам: на отчетную дату все активы и обязательства номинированы в рублях.
В связи с приближением срока погашения по одному из кредитов в начале 2019 года краткосрочные обязательства на отчетную дату заметно выросли, что оказало негативное влияние на коэффициенты абсолютной и текущей ликвидности, которые составили 0,19 и 0,57 соответственно. При расчете показателей ликвидности в составе краткосрочных обязательств агентство также учитывало лизинговые платежи по телу долга в ближайшие 12 месяцев. До конца 2018 года компания планирует рефинансировать более половины краткосрочных обязательств, а также привлечь дополнительно порядка 0,2 млрд руб. для целей строительства нового терминала в аэропорту Домодедово. По расчетам агентства, на горизонте ближайших 18 месяцев от отчетной даты компании удастся поддерживать минимальный запас ликвидности. Давление на уровень прогнозной ликвидности оказывает высокий объем лизинговых платежей. Кроме этого, наличие плавающей ставки по части заемных средств (в т.ч. лизинговым обязательствам), составляющим 87% в структуре долгового портфеля, обуславливает чувствительность компании к процентному риску.
По итогам первого полугодия 2018 года компания зафиксировала чистый убыток в 16 млн руб. Отрицательный финансовый результат обусловлен значительным ростом амортизационных отчислений в следствии постановки новых подвижных составов на баланс компании. Снижение чистой прибыли привело к ухудшению показателей рентабельности: рентабельность активов по чистой прибыли за отчетный период упала до 3% против 9% годом ранее, рентабельность собственного капитала уменьшилась практически в два раза и составила 12%. При этом, оценка показателей рентабельности предполагает расчет коэффициентов на отчетный и предшествующий ему период, что сглаживает эффект чистого убытка в первом полугодии 2018 года. Отрицательное значение финансового результата, более вероятно, сохранится и в будущие годы. Несмотря на ухудшение неденежных индикаторов, EBITDA за отчетный период выросла на 5%, составив 2,5 млрд руб., а рентабельность по EBITDA увеличилась до 41%.
Компания перестала публиковать отчетность по РСБУ и МСФО в открытом доступе, что значительно снизило оценку ее информационной прозрачности. Также аналитики выделяют отсутствие контролирующего собственника, что, по мнению агентства, может увеличивать риски корпоративных конфликтов.
На 30.06.2018 активы ООО «Аэроэкспресс» по отчетности РСБУ находились на уровне 40,8 млрд рублей, капитал составил 5,6 млрд рублей, выручка за первое полугодие 2018 года составила 2,9 млрд рублей, чистый убыток – 16 млн рублей.