Крупные мегаполисы, а вместе с ними городская суета, хаос и спешка чужды населению новозеландских островов. И это несмотря на то, что в самом большом городе страны – Окленде – проживает около 32% населения всей Новой Зеландии! Впрочем, это всего полтора миллиона человек – по мировым меркам, среднестатистический региональный городок.
Тем не менее Новая Зеландия позиционирует себя как развитая страна и старается соответствовать этому званию и в части транспортной инфраструктуры. По уровню автомобилизации, то есть количеству автомобилей на тысячу человек, Новая Зеландия находится в первой десятке. И если в сельской местности это никому не вредит, то в условиях города лишние автомобили могут ежедневно создавать дорожные коллапсы. По этой причине, например, в Окленде принимаются необходимые меры для урегулирования трафика – там введены платные парковки.
Платная парковка на улицах Окленда отличается тем, что там нет лимита по времени, в отличие от Нью-Йорка или Лондона, но зато есть скидки для тех, кто занимает парковочное место не дольше двух часов.
Парковки в центре города разбиты на две платные зоны. В первой, более дорогой зоне, парковка стоит (в переводе на рубли по курсу на 23 ноября 2018 года) 200 рублей в час для первых двух часов стоянки, а затем возрастает до 400 рублей в час. Это для периода с 8 утра до 6 вечера с понедельника по пятницу. В остальное время по будням парковка стоит 90 рублей в час. Столько же нужно будет заплатить тем, кто захочет припарковаться в самом центре Окленда в выходные и праздничные дни – с 8 утра до 10 вечера.
Во второй зоне, улицы которой расположены чуть дальше центральной части города, тарифы более щадящие: с понедельника по пятницу с 8:00 до 18:00 – 134 рубля в час в первые два часа и 268 рублей – далее. Парковка также платная в субботу – 45 рублей в час с 8 утра до 6 вечера.
В Центральном бизнес-районе, оклендском аналоге Москвы-Сити, где сосредоточены офисные здания и небоскребы, парковка платная ежедневно – с 8:00 до 22:00. Бесплатный период, который дается автомобилистам для оплаты парковки, – 10 минут.
Так как спустя два часа парковки тариф значительно вырастает, местные власти рекомендуют для длительной стоянки пользоваться многоэтажными паркингами. Там парковка стоит 179 рублей в час, но есть максимальная суточная стоимость – 1070 рублей. На отдельные парковки можно купить месячные абонементы.
Люди с парковочными разрешениями инвалидов могут парковаться на соответствующих местах как на закрытых паркингах, так и на уличных парковках. Тем, кто припаркуется на месте для инвалидов, не имея на это права, грозит весомый штраф – около 6 700 рублей в переводе на наши деньги.
Штрафы за неоплату парковки или просроченную оплату повышаются в зависимости от количества времени, проведенного на неоплаченном парковочном месте – от 535 рублей, если просрочка меньше получаса, до 2 550 рублей – если машина стоит более 6 часов. За стоянку в неположенных местах – штраф 1 785 рублей.
Кроме инвалидов, парковочное разрешение в Окленде могут получить резиденты (о них – ниже), работники специальных служб, ремонтники и даже съемочные группы. Стоимость резидентного разрешения для одного определенного района – 3 120 рублей в год на автомобиль. У резидентов также есть возможность заказывать для своих гостей однодневные пропуски, которые выдаются им в количестве 50 штук раз в год. Можно купить и дополнительные купоны, каждый стоит 220 рублей.
В целом, устройство парковок в Окленде очень похоже на то, что есть в австралийском Сиднее. Разница лишь в стоимости и в масштабе распространения. Для туристов, никогда прежде не бывавших в Новой Зеландии, такая парковочная система будет проста и понятна.