Бесконечное лето, море, пляжи, знаменитые Беверли-Хиллз и Санта-Моника, Голливуд, «Аллея славы» – все это, как магнит, притягивает туристов и эмигрантов со всех частей света.
Человеку, побывавшему в Лос-Анджелесе, помимо известных городских достопримечательностей, первым делом в глаза бросаются внушительные многоуровневые эстакады, там и тут пронизывающие город. И это неудивительно, учитывая местный уровень автомобилизации. В Лос-Анджелесе на один дом/квартиру приходится 2,4 личных автомобиля! Для сравнения, в Нью-Йорке на одно домовладение зарегистрировано около 0,7 автомобиля, при этом 45% жителей города вовсе не имеет машин. В Лос-Анджелесе же «неавтомобилизированного» населения – всего 6%. В регионе Лос-Анджелес проживает 18,8 миллионов человек (из них более 4 млн – в самом городе), при этом примерно 77% населения пользуется общественным транспортом крайне редко или вообще никогда.
Очевидно, что при таком нежном отношении жителей Лос-Анджелеса к своим четырехколесным друзьям город обречен на многокилометровые пробки и проблемы с парковкой. О последней поговорим подробнее.
Столкнувшись с тем, что ежедневно автомобилисты Лос-Анджелеса проезжают в совокупности порядка 160 миллионов километров по городу (это больше, чем расстояние от Земли до Солнца) и, разумеется, занимают все свободное пространство, пригодное под парковку, власти ввели закон, по которому каждый новый стройпроект должен включать в себя автомобильную стоянку. Ограничительной мерой можно также назвать платную парковку на улицах города, которая, однако, именно в Лос-Анджелесе особого действия не возымела – учитывая невозможность местных жителей представить свою жизнь без автомобиля.
Департамент транспорт Лос-Анджелеса управляет 118-ю стоянками со шлагбаумом с общей численностью 11 500 парковочных мест. Те из них, что вдали от центра города, – бесплатные, на других – почасовая оплата: от $0,5 (33 руб.) в час. В районе Голливуда, например, можно припарковать автомобиль как за $4 (262 руб.) в час (правда, в пятницу и выходные дни стоимость возрастет до $10 (655 руб.)), так и за $8-9 (524-590 руб.) – в зависимости от парковки. Однако на всех такого количества мест не хватает, поэтому местные водители пользуются частными надземными и подземными многоуровневыми парковками. Стоимость часа парковки на них может достигать $26 (1 705 руб.), особенно, если это парковка какого-нибудь музея в исторической части города или стоянка у отеля.
Еще 40 тысяч парковочных мест администрируются с помощью паркоматов на улицах города. Час стоянки на них стоит от 1 до 6 долларов (66-393 руб.). Парковка платная не круглосуточно, а, как правило, только с утра до вечера – например, с 9:00 до 16:00 или с 8:00 до 20:00, на разных улицах – по-разному. В большинстве случаев максимальное время непрерывной стоянки на одном месте ограничено, причем довольно сурово – до 4 часов, а кое-где – до 2-х. Плата за парковку взимается с понедельника по субботу, причем в субботу она может стоить дороже, чем в будние дни. На время государственных праздников парковка бесплатна.
Часть придорожных бордюров в Лос-Анджелесе окрашена в различные цвета, которые подскажут водителю, можно там парковаться или нет. Вдоль красных бордюров останавливаться запрещено, желтые – места для разгрузки/погрузки, белые – посадка и высадка пассажиров, а зеленые – места для короткой стоянки (не более 15 или 30 минут). Платные парковочные места обозначены синими бордюрами.
Жителям некоторых районов города доступна возможность оформить резидентное разрешение, чтобы неограниченно по времени и бесплатно оставлять автомобили на парковках своего района. Стоимость годового разрешения – $34 (2 230 руб.). Также можно получить более дешевый вариант для бесплатной парковки только по ночам. Его цена – $15 (984 руб.) в год.
За грубое нарушение правил парковки водителя ждет эвакуация, но если степень общественной опасности невелика, то он может отделаться прикрепленным к колесу блокиратором. За то, чтобы его снять, необходимо заплатить $150 (9 836 руб.) – в дополнение к сумме штрафа. Кстати, для того, чтобы продолжить поездку, необязательно ждать инспектора. Блокираторы оборудованы кодовым замком, и после оплаты задолженности водитель получает код, чтобы снять его самостоятельно. Правда, после этого устройство необходимо отвезти в специальный пункт приема блокираторов в течение 24 часов. В противном случае автомобилиста будет ждать новый штраф – так же, как и за порчу блокиратора. Оставить автомобиль с прикрепленным блокиратором можно не дольше, чем на двое суток. По истечении этого период машина будет отправлена на спецстоянку.
Ноу-хау
В 2012 году власти Лос-Анджелеса запустили пилотный проект под названием LA Express Park. Обычные уличные паркоматы в нескольких центральных районах были заменены «умными», разработанными с применением последних технологий. Новыми устройствами изначально была оборудована территория площадью 7,2 км2, а сам проект, который материально поддержало государство, обошелся в 18,5 миллионов долларов.
Помимо паркоматов, поддерживающих различные способы оплаты: монеты, кредитные и дебетовые карточки, оплату с помощью прикладывания телефона, – проект подразумевает установку специальных датчиков, которые передают в информационный центр сведения о том, свободно ли парковочное место. В общей сложности на стартовой территории было установлено 6200 таких сенсоров, по одному на каждое парковочное место. Кроме того, перед парковочными зонами, оборудованными такими датчиками, были установлены световые табло, на которых отображается количество свободных мест в закрепленной за таблом зоне. Таким образом, ищущий парковочное место автомобилист может сразу определить, стоит ли ему поворачивать в конкретный переулок или там все занято.
Информационный центр с помощью установленных на парковках датчиков собирает все данные о том, насколько интенсивно используется та или иная парковочная зона, и передает данные в Департамент транспорта города. Проанализировав эту информацию, власти корректируют тарифы на парковку: повышают там, где спрос чрезмерный, и понижают там, где паркуются мало. Изменения тарифов также могут зависеть от времени суток – например, одно и то же место в часы пик может стоить дороже, а в остальное время – дешевле.
Сведения от центра интегрированы в мобильное приложение и обновляются в реальном времени. Благодаря этому, автомобилист может заранее продумать поездку и проверить наличие свободных мест там, куда он собирался отправиться.