Поэтому с каждым годом количество автовладельцев только увеличивается, и в настоящее время их уже больше миллиарда.
Вместе с интенсивным ростом уровня автомобилизации в городах появились проблемы широкого масштаба. Из-за большого количества машин в исторических центрах зачастую плотный транспортный поток, возникают трудности с парковкой, образуются километровые пробки, которые, в свою очередь, негативно влияют на окружающую среду, загрязняя выхлопами воздух. В связи с этим в некоторых городах вводятся ограничения на въезд автомобилей в центр города или в сам город.
Ограничение на въезд – эффективный способ снижения транспортного потока, который чаще всего осуществляется путем введения платы. Ограничение активно используется в международной практике, однако его условия в разных странах отличаются.
Осло
Первый европейский город, признавший вред автотранспорта. С 1990 года в столице Норвегии установлены электронные шлагбаумы, за проезд через каждый из которых взимается плата. Власти Осло поставили перед собой амбициозную цель – полностью очистить центр города от машин, поэтому меры по ограничению автотранспорта постепенно ужесточаются. В настоящий момент в городе работают 20 платных пропускных пунктов, но уже с марта 2019 года к ним добавятся еще 53. Кроме того, платными теперь станут оба направления – въезд и выезд.
В связи с такими ограничениями не каждый житель или гость столицы решится передвигаться по центру Осло на машине. Во-первых, некоторые улицы настолько узкие, что не позволяют машинам разъехаться, во-вторых, выходит это довольно накладно. Например, стоимость однократного проезда пропускного пункта в час пик составит 5,8 евро (430 рублей).
Таким образом, в Осло проводится политика возвращения уличного пространства пешеходам и совершенствуется городская среда. Парковочные площади здесь заменяют на велодорожки, за счет них расширяют парки, сажают деревья, устанавливают скамейки.
Рим
Запрет проезда авто в центр старого Рима вступил в силу в 1994 году. Ограничение действует в рабочие дни с 6:30 до 18:00, в субботу – с 14:00 до 18:00. Получить разрешение на свободный въезд могут только жители исторического района, социальные службы, а также машины предприятий, находящихся внутри центрального сектора. За проезд в зону без разрешения взимается штраф в размере от 78 евро (от 5800 рублей).
Лондон
С 2003 года Лондон является одним из самых известных в мире примеров ограниченного въезда машин в центр города. Система хорошо отлажена: на въезде в центр установлены камеры видеонаблюдения, которые считывают номер автомобиля, тем самым фиксируя факт въезда. Стоимость въезда в центр Лондона в будние дни варьируется от 10,5 до 14 фунтов стерлингов (от 900 до 1200 рублей), но для жителей этой зоны действует скидка в 90%.
Лондон, как и многие другие перенаселенные города, борется с растущим загрязнением воздуха, поэтому владельцы дизельных и бензиновых автомобилей ежедневно платят налог за пользование дорогами столицы. К 2020 году здесь планируется ввести полный запрет на топливные машины и значительно улучшить велосипедную инфраструктуру.
Мадрид
Власти Мадрида хотят сократить процент ежедневного использования автомобилей и сделать город свободным от выбросов, грязи, пробок и заторов. Поэтому здесь введен запрет на въезд неэкологичных дизельных автомобилей в центр, который в течение пяти лет планируется превратить в пешеходную зону. На главную улицу Мадрида – Гран-Виа – сейчас допускаются только такси, автобусы и велосипедисты.
Несмотря на некоторые неудобства, ограничение на въезд авто в центр города поддерживает большая часть населения.
Барселона
В Барселоне также беспокоятся о сохранении окружающей среды и чистоты воздуха – с этого года здесь действует запрет на въезд в город по будним дням автомобилям, возраст которых более 20 лет. Город динамично совершенствуется в пользу пешеходов: дороги общего пользования заменяют на суперблоки – безавтомобильные зоны, где максимальная скорость передвижения может составлять всего 10 км/ч. Изменения такого рода даже называют урбанистической революцией – в планах мэрии отдать в пользование жителям каталонской столицы 60-70% существующих автодорог!
Афины
В столице Греции было решено сократить количество машин необычным способом. В нечетные числа месяца на дороги могут выезжать автомобили, номера которых заканчиваются нечетной цифрой, тогда как транспорт с четной цифрой в конце номера может использоваться только по четным дням. Правило действует в рабочие дни, и за его нарушение выписывается штраф в размере 100 евро (7500 рублей).
Также в Афинах периодически ограничивается въезд в центр автомобилям на дизельном топливе, к 2025 году планируется его полный запрет, а в конечном итоге – убрать из центра города все машины.
Хельсинки
Политика столицы Финляндии несколько отличается от политики других городов. Правительство Хельсинки не запрещает дизельные автомобили и автомобили в принципе, желая добиться естественного отказа горожан от них. Идет разработка системы «мобильности по запросу» – приложения для смартфонов, в котором будет доступен для заказа весь общественный транспорт – от велосипедов до паромов. Так, пользование городской транспортной сетью станет удобнее и экономичнее, чем использование личного автомобиля.
Нью-Йорк
Позиция Нью-Йорка похожа на позицию Хельсинки. В американском мегаполисе не запрещают автомобили, а максимально развивают велосипедную инфраструктуру, увеличивают число пешеходных зон, улучшают общественный наземный и подземный транспорт. Исключительно пешеходными являются и самые популярные места города – Таймс-сквер, Мэдисон-сквер, Геральд-сквер.
Каждый август в Нью-Йорке проводится мероприятие «Летние улицы», запрещающее ездить на машинах по главной магистрали и освобождающее территорию для пешеходов и велосипедистов.
Париж
Ограничения и запреты в Париже начались в 2014 году. В качестве эксперимента всего на один день было запрещено движение автомобилей с четными номерными знаками, как результат – снижение загрязнения воздуха на 30%. После такого эксперимента власти столицы взялись транспортные проблемы и изъявили желание полностью убрать автомобили с центральных улиц. Так, в 2016 году на въезд в центр города автомобилей, выпущенных до 1997 года, вышел запрет, за несоблюдение которого грозит штраф.
В ближайших планах у Парижа – увеличить количество велосипедных дорожек и ввести допуск на некоторые улицы только электромобилей. Кроме того, в городе проводятся «дни без машин», и раз в месяц перекрываются Елисейские поля.
Существует еще множество примеров городов, использующих метод ограничения въезда автомобилей в центр города. Делается это с целью разгрузки транспортного потока, уменьшения загрязненности окружающей среды, сохранения культурного и исторического достояния. Благодаря такому ограничению растет уровень безопасности на дорогах, а общественное пространство возвращается пешеходам и велосипедистам.