Например, сингапурский ВВП на душу населения – третий в мире. Учитывая это, можно предположить, что львиная доля местных жителей может позволить себе такую мелочь, как автомобиль. На самом деле, это не так. Уровень автомобилизации Сингапура: 162 автомобиля на тысячу человек – в Лондоне, к примеру, почти в два раза выше.
Причина тому – ограниченная квота на приобретение транспортного средства. Прежде чем получить возможность передвигаться на своей машине по Сингапуру, нужно поучаствовать в платном конкурсе за специальное свидетельство. Он проводится ежемесячно, и те счастливчики, которые в нем выигрывают, получают право водить свой автомобиль в течение 10 лет, по истечении которых свидетельство можно продлить – за плату, разумеется.
Таким образом, рост количества новых водителей в Сингапуре искусственно снижается: если в 2009 году он составлял 3% в год, то в 2018-м – 0,25%. Помогают снижению автомобилизации и весьма солидные налоги и сборы. В частности, при покупке автомобиля необходимо заплатить дополнительный регистрационный взнос, зависящий от стоимости авто. Например, за премиальный автомобиль с примерной стоимостью 3,5 млн. рублей суммарный налог составит 107 тыс. сингапурских долларов – более 5 млн. рублей. То есть, покупая один автомобиль, сингапурец платит, как за два. Плюс надбавки за топливные выбросы, возраст автомобиля, «подержанность», объем двигателя, тип двигателя, мощность, дорожный налог, обязательная страховка…
После всего этого неудивительно, что большинство сингапурцев предпочитает добираться до учебы, работы или дома другими способами. Альтернативой личному транспорту в стране можно считать автобусы, электрички, такси, водный транспорт, а также такие экзотические вещи, как канатная дорога и кое-где еще встречающиеся велорикши.
Тем же, кто все-таки не горит желанием менять машину на общественный транспорт, регулярно приходится сталкиваться с платными парковками. Вплоть до второй половины 2017 года город-государство, знаменитый тем, что всегда идет в ногу с новыми технологиями, печатал для своих автомобилистов парковочные купоны. Это бумажки различного номинала, которые продавались на почте, АЗС и т.д., где необходимо было отмечать время начала и завершения парковки. Затем купон полагалось положить под стекло на видное место. Меньше двух лет назад в Сингапуре, наконец, запустили мобильное приложение Parking.sg, которое значительно облегчило жизнь автомобилистам и позволило оплачивать парковку удаленно.
Приложение обладает набором стандартных функций: пользователь выбирает парковку, вводит нужную ему длительность стоянки, оплачивает с помощью карты. При необходимости парковку можно продлить или завершить до истечения времени. В последнем случае неизрасходованные средства вернутся на счет. Однако в том случае, если у автомобилиста нет доступа к телефону или отсутствует Интернет-подключение, парковку придется оплачивать купонами – других способов не предусмотрено.
Организацией платного парковочного пространства в Сингапуре занимаются два государственных органа – Совет по жилищному строительству и развитию (HDB) и Городское управление реконструкции (URA). HDB является жилищным органом Сингапура и уставным советом при Министерстве национального развития. В его ведении – развитие государственного жилья с целью предоставить сингапурцам доступные качественные дома и лучшую среду обитания. Например, тем, кто проживает в домах, находящихся в ведении HDB, дается приоритетное право на покупку абонемента для плоскостных парковок. URA – орган Сингапура по планированию и сохранению землепользования. Его миссия – сделать Сингапур прекрасным городом для жизни, работы и развлечений посредством долгосрочного планирования и инноваций в сотрудничестве с жителями.
Помимо непосредственно развития жилфонда и внедрения инноваций, структуры управляют услугами городской парковки, такими как выдача сезонных абонементов, оплата парковки, а также осуществляют контроль за правонарушениями, связанными с парковкой.
Стоимость парковки на улицах Сингапура варьируется от 1,2 сингапурских доллара в час (57 рублей) на окраинах города до 2,4 долларов (114 рублей) – в центре. Ночной тариф – с 22:30 до 7:00 – 5 долларов за весь период (238 рублей). Цена часа парковки на стоянках со шлагбаумом находится в тех же пределах, на наиболее удачно расположенных и популярных парковках достигая 4 долларов в час (191 рубль).
Для инвалидов в Сингапуре выделяются специальные, более широкие парковочные места. Кроме того, на некоторых платных парковках люди с инвалидностью парковать автомобиль без оплаты на 1 час. А вот большегрузные и негабаритные транспортные средства должны иметь собственные парковочные места, специально для них обозначенные. Если оставить такой автомобиль вне специальной парковки, то можно получить штраф до 1000 сингапурских долларов (47,4 тыс. рублей) или даже арест на срок до 3 месяцев.
В Сингапуре также действует балльная система штрафов, где за многие нарушения, помимо денежных взысканий, можно получить специальные штрафные баллы. Если перебрать с их количеством, то можно лишиться прав. За соблюдением правил парковки, помимо инспекторов, также следят 150 видеокамер, рассредоточенных по всему городу.
За просрочку оплаты штрафа к нему добавляется дополнительная сумма, которая со временем также увеличивается. За повторное нарушение правил в течение года новый штраф может быть на 60% выше прежнего. За парковку в зоне действия знака «Стоянка запрещена» – штраф от 70 до 120 долларов (3,3 – 5,7 тыс. руб.). Такие же деньги придется заплатить за парковку слишком далеко от края дороги, за стоянку на газоне, пешеходном переходе и на ряде других мест, где парковаться запрещено. Если же просто бросить машину на проезжей части, то штраф будет более весомым – 300 долларов (14,2 тыс. руб.). Штраф за неоплату парковки составляет 30 долларов (1420 рублей), но если автовладелец не продлил истекшую парковочную сессию, то сумма постановления зависит от того, насколько долго автомобиль находился без оплаты – от 6 до 20 долларов (284 – 948 рублей). Для владельцев большегрузных авто почти все нарушения обходятся дороже.
Таким образом, власти Сингапура, известные своим бескомпромиссным отношением к соблюдению правопорядка, не менее жестко регулируют транспортный поток в городе. Дополнительные издержки при покупке авто, платные парковки, а также платный въезд в некоторые районы города и, самое главное, квота на количество выданных разрешений на вождение автомобиля позволяют маленькому государству не застрять в вечных пробках, а продолжать планомерно развиваться.