Столица готовится отметить День Московского транспорта. В этом году он состоится 13 июля, поэтому впереди нас ждут торжества и развлечения. А накануне даты корреспонденты Единого транспортного портала предлагают серию публикаций о специалистах Центра организации дорожного движения Правительства Москвы (ЦОДД). О людях, чья работа заключается в том, чтобы движение в городе не останавливалось и было комфортным для пешеходов, водителей и пассажиров городского транспорта.
Кто решает, куда потекут потоки московского транспорта
На какой улице организовать пешеходный переход, где обустроить парковку, как разметить участок дороги и создать удобный съезд на соседнюю улицу – этими и многими другими вопросами занимается Дирекция организации дорожного движения ЦОДД. Главное условие работы – все проекты должны быть направлены на повышение безопасности и комфорта людей.
Дорожные координаторы Дирекции и их помощники – всего 26 человек – постоянно работают над улучшением движения в столице. У каждого округа один или два координатора, каждый из которых следит за реализацией проектов на своем участке. Большинство - выпускники Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).
Корреспонденты ЕТП поговорили с заместителем руководителя Дирекции организации дорожного движения ЦОДД Сергеем Назаровым о том, как принимаются решения и реализуются новые проекты, и какую роль в этом играют жители столицы.
- Сергей, как вы выбираете улицы для тех или иных проектных решений? Кто решает, где будут проводиться изменения?
- Задача наших специалистов знать все о дорожной ситуации на любой улице города. Мы посещаем встречи с жителями, плотно сотрудничаем с префектурами округов, с управами районов. Мы знаем о крупных проектах, таких как строительство новых, дорог, развязок, торговых центров, ТПУ. При этом делаем не только проекты значимые в масштабах города, но и локальные – значимые для района, квартала и даже для какого-нибудь одного определенного дома или перекрестка.
В процессе проектирования проводится целый комплекс исследований, чтобы спрогнозировать, как себя поведут транспортные потоки, как они перераспределятся. Сложные решения обязательно выносятся на обсуждение с окружными префектурами и районными управами, а также с жителями. И после всестороннего обсуждения принимается сбалансированное решение, которое должно улучшить транспортную ситуацию.
- Если говорить о строительстве новых дорог, какое участие в этом принимают специалисты Дирекции ЦОДД?
- Даем предложения, как необходимо организовать движение на новом участке/улице: сколько полос нужно и можно организовать, где разместить пешеходные переходы, где и как должны работать светофоры и т.д.
- Но и без новых дорог работы хватает?
- Конечно. Город развивается, и те схемы движения, которые были актуальны еще несколько лет назад, больше не работают. Строятся новые дома, открываются торговые центры и места притяжения. Поэтому необходимо постоянно оптимизировать имеющиеся схемы движения, искать возможности сделать лучше и безопаснее.
По этой причине, например, в последнее время так много проектов по переразметке – больше людей, больше машин, новые маршруты городского транспорта. Ехать так, как это было 30 лет назад, уже не получится.
- Какими еще способами вы можете изменить дорожную ситуация к лучшему?
- Порой можно решить проблему перенастройкой светофоров. У ЦОДД есть все ресурсы, чтобы уже завтра светофорные циклы работали по-другому. Если нужны знаки, то у нас есть служба эксплуатации. Можно локально поменять организацию движения на какой-то улице, это делается достаточно быстро. Чуть больше времени понадобится, если нужно участие ЖКХ в нанесении или демаркировке разметки. Но это нас никогда не останавливает, а с коллегами мы уже наладили очень тесное сотрудничество. Если есть важный и срочный проект, они всегда идут навстречу.
Примеры проектов, выполненных в июне 2019 года в ЮЗАО:
- Какими проектами в ближайшее время порадуете москвичей?
- Каждый год мы создаем проекты на определенное количество улиц. В Юго-Западном округе, координатором которого я являюсь, порядка 20 проектов планируется к реализации в этом году. Ими мы занимались еще в 2018-м, а сейчас передали в комплекс ЖКХ на реализацию. Для примера могу сказать, что на протяжении всего Ленинского проспекта выделенная полоса теперь будет отделена широким буфером – такое вы уже могли видеть на других магистралях. Это поможет исключить ситуации, когда случайно водитель заезжает на выделенку. Здесь же, на Ленинском проспекте, за счет переразметки обустроим больше парковочных мест для жителей.
- Сейчас ЦОДД активно занимается обустройством парковок для маломобильных граждан. Каковы успехи?
- Это проект, которым Дирекция особенно гордиться. Мы уже второй год сотрудничаем с фондом «Я помогаю инвалидам». Создатель фонда обратился к нам с просьбой помочь организовать больше мест для маломобильных граждан, особенно в социально-значимых местах. Вместе мы выбрали адреса, и до конца лета появится 950 новых мест.
- Где они будут располагаться?
- И возле жилых домов, и, конечно, рядом с социально-значимыми объектами, такими как больницы, поликлиники, медицинские центры, церкви, центры государственных услуг и другие. Возле последних планируется обустроить 94 места. Надо понимать, что от того, насколько правильно и удобно расположено место, на котором может припарковаться человек с инвалидностью, зависит сама возможность посещения того или иного места.
- Сергей, вы производите впечатление человека, который любит свою профессию.
- Да, это так.
- Что вам особенно нравится в работе?
- Нравится, что в действительности можешь помочь людям. Мы можем видеть результат своей работы: вот здесь детям стало удобней и безопасней переходить дорогу, когда они идут в школу, а там избавили людей от многолетнего дефицита парковочных мест, сделав улицу односторонней с парковкой по обоим сторонам. Приятно, когда жители благодарят, это вдохновляет и стимулирует работать дальше.
- А есть ли какие-то минусы в сфере вашей деятельности?
- Из-за большого объема работы не всегда удается в полной мере отдохнуть. И на выходные часто вызывают, потому что встречи с жителями, объезды, бывает, планируют на субботу или воскресенье.
- Приходилось ли сомневаться в правильности своего решения?
- Да, конечно, приходилось, особенно когда речь шла о неких компромиссных решениях. И здесь понять то, насколько правильно ты поступил, помогает последующая обратная связь с жителями. Они подсказывают, что стало лучше, что стало хуже. Было, что люди не соглашались с решением, а позже понимали, что оно было необходимо.
Москва – город большой, поэтому часто назревают двоякие решения. Например, люди, которые проезжают по улице, просят запретить там парковку, потому что она мешает. А люди, которые там живут, просят парковку оставить. Это сложно решить. Поэтому приходится искать компромисс. Допустим, разрешать парковку после 20.00, чтобы жители могли припарковать машину. И когда такие двоякие ситуации приходится решать, естественно, нарываемся на негатив со стороны тех, кто против изменений.
- Как, по-вашему, когда в Москве будут свободные дороги?
- Вопрос, который не решил ни один мегаполис мира. Особенно сложный, если говорить о пиковых часах. Я думаю, что не было в истории человечества проблем, которые бы оно не решило. Рано или поздно находится какое-то решение.
- На встречах в управах и префектурах вы беседуете с жителями. Но не все могут или не все хотят бывать на встречах. Вы хотели бы им что-нибудь сказать?
- Да! Не бойтесь размышлять над улучшением организации дорожного движения в вашем районе, квартале, улице. Единственное, нужно не забывать обо всех участниках дорожного движения. И для всех - соблюдайте ПДД! Очень много вопросов и конфликтных ситуаций рождается из-за незнания этих простых правил.