В это воскресенье город отметит День московского транспорта. По этому случаю корреспонденты ЕТП решили рассказать, как работают сотрудники одного из ведомств столичного Департамента транспорта - Центра организации дорожного движения Правительства Москвы (ЦОДД). Здесь собрались люди самых разных профессий, и каждая из них по-своему интересна. Прошлый выпуск посвящался будням дорожных координаторов ЦОДД (почитать статью можно здесь).
Сегодняшние герои – специалисты Дежурной смены Ситуационного центра: чем занимаются сотрудники отдела, которые работают 24/7 без выходных и перерывов, и что полезного делают для города.
Ситуационный центр ЦОДД находится во 2-м Лесном переулке. Отсюда Дежурная смена наблюдает за городом с помощью двух десятков тысяч городских камер, а еще управляет светофорами, следит за пробками, движением городского транспорта и работой различных служб города. На одной из стен (ее высота как два этажа) в режиме реального времени отображается видео с дорожных камер. Это настолько впечатляет, что посетители Ситцентра, будь то зарубежные делегации или группы школьников, попав сюда, часто не сдерживают возгласов.
Одной видеостены для работы Дежурной смены недостаточно. У каждого сотрудника отдельное рабочее место сразу с тремя мониторами, телефон, на некоторых столах есть и джойстики для управления светофорами, хотя переключать сигналы можно и одним кликом мышки. Есть оборудованное место для выхода в радиоэфир – смена каждая утро передает информацию о заторах на две крупные радиостанции, а еще выходит в прямой эфир на канале «Москва 24» с сообщениями о дорожной ситуации, прогнозами и рекомендациями. Идеальные сотрудники Ситцентра должны быть многорукими и многоглазыми существами, чтобы успевать все контролировать. А если серьезно, то профессия действительно обязывает уметь выполнять несколько дел одновременно. Насколько это сложно и интересно, рассказал главный специалист Дежурной смены Никита Мищенко. Молодой человек работает здесь чуть больше полугода, но так проникся своим делом, что Ситцентр для него практически стал родным.
- Никита, насколько тяжело было попасть в ряды специалистов Ситуационного центра, ведь принимают сюда далеко не всех?
- Да, так просто не возьмут. Здесь каждый человек сдает личный экзамен: тестируют на знание города, на умение анализировать дорожную ситуацию и действовать в нештатных ситуациях. Если проходишь собеседование, это еще не значит, что тебя принимают - сначала надо пройти обучение, которое длится две недели. Приходишь сюда, сидишь с опытным сотрудником, который обучает основным моментам работы.
- А потом проверяют, как усвоил знания…
- Обязательно. После того, как тебя обучили, сдаешь экзамен.
- Много желающих попасть в Ситцентр?
- Много. Когда я устраивался, было 8 человек на одно место.
- Какими были ваши первые впечатления, когда вы оказались в Ситцентре?
- Я помню момент, когда впервые зашел, увидел видеостену – это сразу впечатлило. Помню еще, там было 12 человек, каждый что-то делал, суетился.
- Если говорить в целом о работе, чем она вас привлекла?
— Это интересно, неоднообразно. Да и в целом это здорово – делать так, чтобы город ехал, не стоял. Хочется прикладывать как можно больше усилий к тому, чтобы люди быстрее добирались из точки «а» в точку «б». И хотя определенные рабочие моменты могут повторяться, все равно каждый новый случай отличается от прошлого. И в этом и заключается интерес - здесь не бывает скучно. Не сидишь, глядя на часы с мыслями о том, когда же закончится день.
Мы постоянно мониторим дорожно-транспортную обстановку. Если обнаруживаем ДТП или любое другое происшествие, должны оперативно отработать ситуацию, сообщить об этом в соответствующие службы.
- Например…
- Например, упало дерево на проезжую часть, задерживается движение автобусов, затруднено движение личного транспорта. Что делаем мы? Сразу же открываем камеры, смотрим, есть ли на месте оперативные службы. Если их нет, созваниваемся, передаем информацию, следим, чтобы реагировали на происшествие быстро. Или вот другой пример: нам передают информацию из Системы-112 или даже соцсетей, что открыт колодец на проезжей части. Такие ситуации мы тоже отрабатываем.
- А каковы ваши действия в случае с открытым люком?
- Просматриваем этот участок через камеры и, чтобы никто туда не провалился, отправляем наш дорожный патруль – он огородит участок конусами, если сможет, вернет крышку люка на место, если нет, то мы выясняем, кто отвечает за данный колодец -– Мосводоканал или Мосводосток, передаем информацию и контролируем процесс решения проблемы.
- Какие ситуации чаще всего приходится отрабатывать – ДТП?
- Конечно. Самые частые проблемы – это ДТП. Много невнимательных, неосторожных, водителей. Люди торопятся, не соблюдают дистанцию. Если происходит крупная авария, сообщаем в ГИБДД, при необходимости направляем в помощь инспекторам «Дорожный патруль». Если авария мелкая, но затрудняет движение, также направляем патрульных: они сами помогают водителям составить европротокол, убрать машины с проезжей части. Получается быстро и, главное, безопасно.
- Часто приходится задействовать «Дорожный патруль»?
- Да, постоянно с ними на связи. Они выполняют ту же функцию, что и мы – делают все, чтобы город ехал. Дежурная смена делает это удаленно при помощи камер, мониторов и телефонов, а патруль - наши «руки», которые всегда в городе. И что только им не попадается. Недавно на МКАД патруль пытался помочь водителю заменить колесо. Мужчина вел себя странно и даже пытался скрыться. Патрульные незаметно попросили смену вызвать на место ГИБДД. Оказалось, что водитель угнал данный автомобиль за несколько часов до происшествия.
- На городских электронных табло постоянно появляется оперативная информация для водителей. Это ваша работа?
- Наша. Например, приходит экстренное сообщение от МЧС об ухудшении погоды, и мы оперативно выводим информацию на табло. Еще размещаем на них сообщения о перекрытиях и ограничениях движения, есть информация о том, куда сообщать о сломанном светофоре, а также напоминаем некоторые правила дорожного движения. В общем все, что может быть полезным для жителей.
- Легко ли управлять светофорами?
- Тут, на самом деле, все очень просто и логично! Если это вылетная магистраль, то утром основной поток транспорта едет в сторону центра и вечером - в область. Светофоры в принципе работают сами, адаптивно, вмешиваться в их работу не нужно, если все идет штатно. Если происходит что-то проблемное – авария, машина сломалась или просто пробка собралась больше обычного, тогда можно увеличить время прямого хода в нужном направлении, но не стоит забывать и про примыкающие улицы и пешеходов. Поэтому, когда что-то включаешь, обязательно с помощью камер телеобзора наблюдаешь за ситуацией вокруг.
- Можете рассказать на конкретном примере, как это происходит во время ДТП? Что вы делаете?
- Возьмем перекресток Трубной площади. Днем поток транспорта, двигающийся по Бульварному кольцу высокий. Приоритет, в основном, отдается прямому ходу по Бульварному кольцу. Вдруг, происходит ДТП. Следовательно, открываем светофорный объект на Трубной площади и выбираем самое подходящее распределение фаз светофорного объекта, отвечающий нашим требованиям (но также не забываем про поперечный поток транспорта и пешеходов, выбираем самый оптимальный вариант.
В этот момент у нас также открыты камеры на следующих перекрестках по ходу движения транспорта, чтобы убедиться, что транспорт не "собирается" на этих перекрестках. Если собирается на них, также включаем оптимальное распределение. В общем, действуем всегда по сложившейся ситуации.
- Каждый сотрудник Дежурной смены работает по определенному округу Москвы?
- Когда принимаешь смену, первым делом получаешь задание и один из округов, который нужно вести. В следующую смену его меняют. Допустим, сегодня ЦАО, а завтра Восточный. Стараемся, чтобы на каждом округе была взаимозаменяемость. Город нельзя оставить без внимания даже на минуту. Так и следим целые сутки.
- Какой самый любимый?
- Любимый округ – Северный, он поспокойнее других.
- А самый неспокойный?
- Наверное, Южный.
- Какое время наиболее хлопотное в плане происшествий?
- Зима. На дорогах гололед, движение затруднено, чаще происходят ДТП, грузовики застревают на подъемах.
- Вам в ночную смену работать легче или сложнее?
- Ночная смена, на самом деле, отличается от дневной, как минимум потому, что сокращается количество работников. Днем нас 16, ночью - 6 человек. Но внимание за городом и движением транспорта остается прежним. Все свои обязанности работники отдела выполняют также, как и дневная смена, но добавляется отчетность. Конечно, отчеты начинают готовить еще с утра, но основная часть приходится на ночную смену, потому что приходят итоговые цифры за прошедшие сутки от всех подведомственных организаций.
- Никита, вам когда-нибудь доводилось видеть через камеры, как кто-то совершает нарушение, и принимать соответствующие меры?
- если мы видим автомобиль, который неправильно припаркован, мешает проезду или создает опасность для других участников дорожного движения, мы связываемся с МАДИ, чтобы автомобиль оперативно эвакуировали .
- После напряженных рабочих дней, таких как у вас, требуется хороший отдых. Как вы любите отдыхать?
- Свободное время люблю проводить на природе, в уединении. Люблю порыбачить, отправиться с друзьями в турпоход, с палатками в лес. Это и расслабляет, и одновременно придает силы.
- Какими качествами должен обладать специалист Ситцентра?
- В первую очередь сохранять присутствие духа в любой ситуации, должен быть оперативным, внимательным и решительным.