Закрытие участка метро Саларьево - Коммунарка до 20 августа. Альтернативные маршруты здесь
11 июля

Командир в юбке: как работается единственной женщине в "Дорожном патруле" ЦОДД

 
В «Дорожном патруле» трудится более 140 человек. Практически все они - мужчины. За исключением одного сотрудника, точнее, сотрудницы. Единственная в коллективе дама, между прочим, командир взвода – Олеся Макавеева - женщина с железной волей. И это неудивительно, учитывая, какими тяжелыми бывают будни патрульных ЦОДД, ведь их работа постоянно связана с помощью водителям на дорогах. 
 
В 21 веке русская женщина тягает «железных коней»
 
- Бывало, что фуры зимой на МКАДе тягали, на улице - минус 22 и щеки к концу дня настолько замерзают, что все колит и болит, - рассказывает Олеся. - Физически тяжело бывает и летом в жаркое время, когда приходится стоять на проезжей части, от асфальта идет жара, кругом выхлопные газы.  У нас некоторые мужчины не выдерживали, уходили на другую работу. Но мне греет душу тот факт, что я людям помогаю.
Многие девушки, насмотревшись по телевизору сюжетов о работе «Дорожного патруля», тоже просили принять их в ряды. Думали, что будут колесить по Москве и мелкие ДТП на планшет фотографировать.  Но девушкам объяснили, что работа в действительности не так легка и красива. Здесь иногда приходится машину вручную толкать. Олесю в свое время это не остановило. Ей тоже отказывали, брать в патрульные не соглашались.
Как она добилась своего?
- Я два месяца просила, чтоб хотя бы на собеседование взяли, - вспоминает Олеся. - Мне очень хотелось попасть в «Дорожный патруль», хотя мне сразу сказали, что это «мужская» работа, и девушки здесь работать не смогут. Спрашивали, а как же домкрат поднимать будешь – он 45 кг весит, а колесо поменять сможешь? Уверенно отвечала, что смогу.
Кстати, супруг Олеси сначала тоже не пришел в восторг от ее идеи, ходил в сомнениях, нахмурив брови, беспокоился за нее. Но когда жена доказала, что справляется и даже стала командиром взвода, любимый ее понял.  
- Два года уже работаю в патруле и ни разу не пожалела об этом, - улыбается Олеся. - Чем труднее событие, тем больше нужно проявить смекалки, находчивости, тем быстрее проходит время. Иногда даже забываю пообедать. Но радуюсь, когда помогаю кому-то. Приходишь домой после смены – шея болит, спина болит, а на душе хорошо.
 
 
 
Как стать патрульным
 
Сейчас штат «Дорожного патруля» расширяют. Прежде чем пригласить на собеседование, в ЦОДД изучают резюме кандидатов. Смотрят, чтобы водительский стаж был не меньше трех лет. Знание улиц Москвы тоже важный фактор. Если, например, срочные выезд на ДТП с пострадавшими, нужно уметь ориентироваться в городе. Уже на самом собеседовании обязательно спрашивают правила дорожного движения, проверяют, способен ли человек принять решение в нестандартной ситуации.
- У нас в течение трех месяцев проходят тестирование, проверяется, насколько человек обучаем и на основании этого принимается решение, - говорит Олеся. – Это только со стороны кажется, что все просто, а на деле далеко не каждый сможет даже правильно расставить конусы на месте ДТП. А ведь бывает, что машины разбрасывает по разным сторонам дороги. 
 
 
Кого только не встретишь на проезжей части  
 
Главная задача патрульных – разгрузить проезжую часть в случае ДТП или поломок. Могут отбуксировать автомобиль с дороги, оформить европротокол или помочь с мелким ремонтом: заменить колесо, завести двигатель и т.д. Однако «Дорожный патруль» не ограничивается этим списком добрых дел. Они каким-то образом успевают помогать всем вокруг.
- Много случаев, когда люди ходят по проезжей части, - недоумевает Олеся. - Недавно в ночную смену поехали на ДТП возле «Москва-Сити», помочь оформить европротокол. Смотрим, по ТТК едет женщина на самокате по встречному движению, прямо возле отбойника едет, посередине проезжей части. И она даже не поняла, как там оказалась. Мы остановили ее, перевели, объяснили, что небезопасно находится на проезжей части. Но, должна сказать, что, помогая людям, мы и сами себя дисциплинируем. 
Братья меньшие тоже не остаются без внимания патрульных.
- Котята выбегают на дорогу, приходится их спасать. Был случай, утка переводила своих утят, они шли по МКАД по крайней левой полосе. Пришлось остановить поток автомобилей, чтобы дождаться окончания утиного шествия. Благо, водители тоже отнеслись с пониманием, никто не возмущался.
Случались в практике «Дорожного патруля» эпизоды, которые можно смело использовать в криминальных сериалах. Недавно благодаря одному из экипажей было раскрыто двойное преступление. А начиналось все со стандартно патрулирования. Сотрудники ЦОДД заметили на ТТК машину с проколотым колесом. При общении с водителем они обратили внимание на его поведение- он вел себя не совсем адекватно: речь нечеткая, глаза полузакрыты, хотя алкоголем от него не пахло.  Когда у него попросили документы, он предоставил их, но удостоверение было оформлено на другое лицо. Пока патрульные передавали эту информацию сотрудникам ДПС, водитель сбежал.
- Вместе с ДПС ездили по близлежащим улицам, искали его, - рассказывает Олеся. – В итоге нашли. Оказалось, что он забрался в квартиру, похитил сумку с ключами, с помощью брелока нашел машину и угнал ее. Получается, помогли раскрыть и квартирную кражу, и угон. А машина, кстати, новая была.
 
Что бы ни случилось, мы не можем позволить себе раздражение
 
- Даже если устали, и водители попались конфликтные, мы не имеем права раздражаться. Это непрофессионально. Даже если есть раздражение, мы не должны это показывать. Мы, наоборот, должны всех успокаивать. Это на личном автомобиле можно в любом настроении ездить, а здесь работа.

 

 
 
На дорогах узнают и пристают с подарками
 
- Приятно, что люди нас узнают. Например, едешь, смотришь, водитель у обочины стоит и, нас завидев, уже трос протягивает. Останавливают, просят помощь, тот же европротокол оформить, все объяснить. Люди не боятся, как раньше, когда смотрели на нас с недоверием и ждали, что мы штрафовать будем. Вообще, мне всегда нравилось общение с людьми, помогать – это интересно. Чувствую, что мое.
Интересно, что водители много раз пытались отблагодарить патрульных. Сначала удивлялись, неужели помощь бесплатная, постоянно спрашивали, сколько денег должны. И даже когда им объясняли, что услуги безвозмездные, все равно пытались вручить «благодарность». Кто-то в отчаянии просил взять хотя бы шоколадку или мороженое.
Однажды экипажу Олеси довелось помогать водителю «Газели», который перевозил горячий хлеб. У него закончился бензин, поэтому его отбуксировали на тросе до ближайшей АЗС. Благодарный шофер пытался накормить патрульных плюшками.
- Но это даже не обсуждается, даже конфету не возьмем! – смеется Олеся.
 
Почему с Дорожным патрулем нельзя связаться напрямую
 
Многих волнует вопрос, а почему нельзя вызвать ДП на место аварии. Позвонить, например, по короткому номеру и попросить о помощи, как звонят в ГИБДД или МЧС. Увы, но главных помощников московских водителей на тот или иной случай может только Ситуационный центр ЦОДД. Вот как это объясняет Олеся:
- Экипажей не так уж и много в масштабах города. А кроме помощи при ДТП у нас еще есть обязанности. Мы регулируем движением, помогаем во время перекрытий, следим за инфраструктурой: знаками и светофорами, за проезжей частью, за дорожным полотном, соответствием знаков и разметки.  
 

Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном аггрегаторе