Техник обработки информации ЦОДД: один против 3000 нарушителей
Как правило, работа сотрудников Центра организации дорожного движения всегда на виду у жителей. «Дорожный патруль» и «парконы» - каждый день на улицах и готовы помочь водителям. Координаторы, проектирующие схемы движения в городе, регулярно встречаются с жителями, чтобы вместе решить болезненные вопросы. И даже Ситуационный центр, сотрудники которого следят за обстановкой на дорогах через камеры, устраивают дни открытых дверей и экскурсии. Однако есть в ЦОДД специалисты, работа которых не всегда заметна, но очень важна для жизни горожан. Это техники обработки информации (Дирекция фотовидеофиксации) – посредники между искусственным интеллектом камер и водителями.
Техники проверяют сведения, которые поступают из комплексов фотовидеофиксации нарушений – все ли данные сходятся, не ошиблись ли программы в распознавании номеров и марки, правильно ли определили признак нарушения.
Допустим, автомобиль пересек сплошную линию разметки, потому что объезжал место ДТП. Для камеры водитель все равно нарушил ПДД, и она фиксирует нарушение, а уже техник обработки информации на фотоматериале видит обстоятельства инцидента и отклоняет эту фиксацию.
А еще зимой после обильного снегопада может так замести дорогу, что разметку не увидеть. У комплекса фотовидеофиксации она виртуальная, поэтому камера продолжает фотографировать нарушения. Это стало бы настоящей проблемой для московских водителей, если бы техники не проверяли, видна ли разметка, и не браковали такие фото.
«Чистый» материал идет в ГИБДД, МАДИ и в ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства», которые определяют виновность водителей и могут выписать штрафы.
- Обязанность сотрудников нашей дирекции – это первичная обработка информации, - рассказывает техник обработки информации Антон Еськин. – Отдел делится на несколько групп, которые специализируются на рассмотрении разных видов нарушений. Можно самому выбрать, какое нарушение ты сегодня будешь обрабатывать. Но я работаю только со сведениями с мобильных камер, «Паркрайтов» и «Стрелок», которые фиксируют нарушения парковки и стоянки. Я должен сверить модель, марку и место, где припаркована машина.
На фото: техник обработки информации Антон Еськин.
Антон по специальности инженер по организации и управлению транспорта, в свое время он закончил МАДИ.
- Сначала хотел в ГИБДД работать, но по здоровью не прошел, - вспоминает Антон. У молодого человека инвалидность III группы по ДЦП. Но однажды он узнал о ЦОДД, отправил резюме и был принят на должность техника обработки информации.
Все сотрудники, а их 69 человек, работают в просторных залах. Минималистичный интерьер, чтобы ничего не отвлекало, высокие окна, рабочие места отделены друг от друга перегородками – попытка сохранить личное пространство сотрудника в опенспейсе. Тем, кто впервые попадает сюда, может показаться, что техники без перерывов смотрят в экраны компьютеров и лишь кликают мышками, но это далеко не так. Такими условиями работы вряд ли может похвастаться любой другой отдел ЦОДД: в течение 12-тичасовой смены у техников два перерыва на обед, а каждый час – законные 10 минут на отдых. Еще есть настольный теннис, мини-бильярд и пространство, где можно полежат в тишине. Иногда руководство придумывает развлекательную программу для сотрудников. Например, уже дважды в офис приезжала оперная певица, которая дала небольшое выступление во время перерывов.
Такая забота о сотрудниках неслучайна. За смену техники обрабатывают гигантский объем фиксаций – около 3 тысяч.
Антон считает, что главные качества, которыми нужно обладать, чтобы успешно справляться со своими обязанностями, это усидчивость и внимательность. Каждая ошибка техника может стать необоснованным постановлением, и водителю придется тратить время и силы, чтобы доказывать, что нарушения не было.
- Если есть хотя бы небольшие сомнения в том, что камера верно распознала данные автомобиля, или нарушение кажется неочевидным (например, при фиксации непропуска пешехода), мы принимаем решение в пользу водителя и бракуем материал. Например, когда приходит некачественный снимок. План по штрафам – это городская байка. Мы ведь их даже не выписываем, а просто контролируем, чтобы камеры не совершали ошибок.
Антон отмечает, что за семь лет, что он работает в ЦОДД, нарушителей становится меньше. Хотя постоянно появляются новые камеры, количество фиксаций не увеличивается. Автомобилисты становятся дисциплинированнее. Но есть и неисправимые хронические нарушители – за один день система может присылать разные нарушения одних и тех же людей из разных точек Москвы.
Справочно
Системы фотовидеофиксации нарушений ПДД, которые действую в Москве, позволяют в автоматическом режиме фиксировать около 30 видов нарушений:
- выезд на полосу для общественного транспорта;
- движение по обочине;
- нарушения ограничения максимально разрешенной массы;
- проезд грузового транспорта в зоны, где его движение ограничено;
- движение грузового транспорта далее второй полосы;
- выезд на запрещающий сигнал светофора на полосе реверсивного движения;
- движение по реверсивной полосе;
- выезд на перекресток в случае затора;
- проезд на запрещающий сигнал светофора;
- выезд за стоп-линию на запрещающий сигнал светофора;