Рассказываем о том, какой ветка была в самом начале и что изменилось за 50 с лишним лет.
Филевская линия (голубая ветка, линия № 4) — одна из самых необычных в столичном метро. Она начинается в самом центре Москвы, под Александровским садом, а после станции «Киевская» разделяется на два отрезка, один из которых уходит на запад (в жилые районы), а по второму пути пассажиры добираются в мир небоскребов и центр деловой жизни города — в «Москву-Сити». В районах, прилегающих к Филевской линии, проживают более 600 тысяч человек (возле станций открытого участка — более 400 тысяч), а количество ее пассажиров с момента открытия перевалило за два миллиарда.
С конца 2016 года здесь ведется реконструкция. Обновляются платформы и тоннели, запускаются современные составы, а саму ветку соединяют с новыми видами наземного и подземного транспорта.
Экспериментальная линия, которая не ушла под землю
Филевская линия еще в стадии проекта считалась уникальной, ее создавали в качестве эксперимента. Предполагалось, что ветки, подобные ей, будут соединять центр Москвы с городами ближнего Подмосковья. Тогда грандиозные планы осуществить не удалось, эта ветка так и осталась одной из самых необычных, а с областью столицу уже в наше время соединяют при помощи Московских центральных диаметров.
К слову, большая часть Филевской линии проложена по земле. Семь станций из 13 находятся под открытым небом. Если сложить протяженность наземных участков этой линии, получится около восьми километров. В целом же длина Филевской линии составляет 12,1 километра от «Александровского сада» до «Кунцевской» и еще почти три километра от «Киевской» до «Международной».
Четвертая в первой очереди
А еще линия № 4 — это одна из самых старых в Москве. Перегон между «Александровским садом» и «Смоленской» проложен в составе первой очереди строительства Московского метрополитена. Каждый день пассажиры проезжают по Арбатскому радиусу от «Охотного Ряда» до «Смоленской», открытому в 1935 году. В то время поезда параллельно отправлялись с «Охотного Ряда» в сторону «Парка культуры».
Здесь же, на голубой ветке, появился первый в Москве и вообще в России подземный пешеходный переход. Его создали на месте бывшего входа на станцию «Смоленская». Тогда ее вестибюль располагался почти посередине нынешнего Садового кольца (в 1935 году на его месте находился бульвар), но просуществовал он всего пару лет. В 1937–1939 годах магистраль расширили, наземный вестибюль станции разобрали, а подходные галереи продлили до обеих сторон Садового кольца и превратили в подземный переход, который не был связан с метро.
Первый московский метромост — Смоленский. Он тоже появился на Филевской ветке. Движение по нему открыли 20 марта 1937 года. Смоленский метромост — настоящая кинозвезда, увидеть его можно во множестве отечественных картин. Например, герой фильма «Берегись автомобиля» (1966) Дима Самохвалов хранит в окрестностях моста свою «Волгу».
Вид на набережную Тараса Шевченко и метромост. Автор В. Егоров. 1970-е годы. Главархив Москвы
Следы войны и искусство на путях
В годы Великой Отечественной войны москвичи использовали метро как укрытие при авианалетах. В ночь с 22 на 23 июля 1941 года в тоннель мелкого заложения между «Арбатской» и «Смоленской» попала бомба. Также в 1941-м от авианалета пострадал Смоленский метромост. Латка отверстия в перекрытии тоннеля сохранилась, но разглядеть ее можно только из кабины машиниста.
Уже после войны решено было продублировать участок между станциями «Арбатская» и «Киевская» линией глубокого заложения, пропустив ее под Москвой-рекой. Новые станции расположились на глубине от 38 до 50 метров. 5 апреля 1953 года там стали курсировать поезда синей линии. Участок мелкого заложения от «Александровского сада» до «Киевской» закрыли, но использовать не перестали. С 1953 по 1958 год здесь располагались склады и было оборудовано пространство для выставок. А в перегонных тоннелях метрополитен размещал старые вагоны, в том числе трофейные. На одном из путей проводили испытания модернизированных составов.
В 1958 году закрытый участок снова заработал как полноценная ветка (Арбатско-Филевская). Поезда следовали от «Александровского сада» до «Кутузовской», а уже через год линию продлили до станции «Фили». В 1965 году голубая ветка дошла до «Молодежной», в 1989-м — до станции «Крылатское». Свой современный вид на схеме московского метро Филевская линия приобрела 7 января 2008 года, когда участок после «Кунцевской» был передан Арбатско-Покровской линии.
Здесь же расположена единственная наземная станция, с которой можно пересесть на другую линию метро, — «Кунцевская». С «Кутузовской» же пассажиры переходят на одноименную станцию Московского центрального кольца (МЦК). До 2002 года «Студенческая» была единственной станцией, до которой нельзя было добраться наземным общественным транспортом. На Филевской линии открыты два из трех буфетов «М-кафе» — на «Выставочной» и «Арбатской» (третье находится на станции «Войковская»).
Еще одна «туристическая» подземная локация — галерея «Метро» и центр профориентации Московского метрополитена на станции «Выставочная». По сути, это музей метро, его сотрудники рассказывают посетителям о тонкостях работы в подземке. Среди экспонатов есть инженерные устройства из тоннелей и макеты вагонов. А еще здесь можно прокатиться на симуляторе поезда.
Наше время: поезда с кнопками и теплые платформы
Реконструкция началась на Филевской линии меньше трех лет назад. Такие комплексные работы здесь не проводились с момента открытия первых станций. Платформы, особенно открытые, конечно, поддерживали в рабочем состоянии, но о красоте и комфорте голубой ветки говорить было сложно.
На первом этапе на семи станциях обновили пассажирскую зону. На данный момент основные работы, связанные с комплексной реконструкцией наземного участка ветки, завершены. Пассажирская часть всех семи станций уже открыта.
Чтобы пассажиры не мерзли в ожидании поезда, здесь будут использовать специальную технологию. На платформах подключат инфракрасные обогреватели.
А еще теперь на линии работают поезда нового поколения «Москва». Внутри современных вагонов, соединенных сквозным проходом, есть USB-розетки и места для инвалидов.
Для постоянного поддержания комфортной температуры в дополнение к современной системе климат-контроля установили новые двери с кнопками для открытия. Чтобы выйти на нужной станции, пассажиру надо нажать на нее. Это помогает сохранять тепло в вагонах, особенно на открытых платформах, а также экономит энергию для обогрева состава. К слову, похожая система действует на поездах «Ласточка», курсирующих по МЦК.