В свое время в Лондоне на собственном опыте убедились, как ни совершенствуй дорожную сеть, за бесконечно растущим спросом на автомобили не успеть. А машины, кроме того, что заполняют собой все улицы, еще и загрязняют воздух. Около 16 лет назад центр Лондона притягивал автомобили в неимоверном количестве – каждый час сюда направлялось более 40 тысяч авто. В феврале 2003 года англичане нашли выход - впервые ввели так называемый налог на пробки, то есть въезд в центр столицы сделали платным.
Руководство английской столицы распорядилось, чтобы в центре были созданы зоны, оборудованные видеокамерами. Всего 170 въездов, на которых расположены камеры, чтобы осуществлять контроль за водителями.
Таким образом, каждый английский автомобилист, желающий попасть в центр Лондона по будням с 7.00 до 18.00, стал платить пошлину (ее размер зависит от способа оплаты и составляет от 10,5 до 14 фунтов).
Деньги, которые автомобилисты отдавали за пользование центральными дорогами, предназначались для строительства транспортной системы.
По вечерам, выходным и праздничным дням въезд в центр Лондона свободный.
Разумеется, мэрия Лондона учла отдельные категории водителей, с которых не должен взиматься налог. Это таксисты, мотоциклисты и представители экстренных служб. Кроме того, маломобильные граждане получили льготу. Что касается тех водителей, которые проживают в районах платной зоны, то им полагается скидка 90 процентов.
С нарушителями, не желающими платить за въезд в центр, в Лондоне не церемонятся. Неплательщикам вменяется штраф до 120 фунтов. На погашение долга отводится почти месяц, а после штраф увеличивается.
В итоге власти города добились своей цели – центр разгрузили практически на 40 процентов. Спустя несколько лет после введения платных дорог, большинство людей, работающих в центре, стали ездить на автобусах (пассажиров этого вида транспорта увеличилось на 37 процентов), на метро (пассажиропоток здесь увеличился на 12 процентов), а также на велосипедах. А горожане, проживающие недалеко от работы, ходят пешком. Любопытно, что процент людей, предпочитающих по-прежнему добираться до работы на автомобилях, оказался совсем незначительным.
Кстати, Лондон стал примером другим европейским странам. После того, как здесь ввели платные дороги, этот опыт стали перенимать другие государства.