Уже пять лет в столице работает грузовой каркас. Центр организации дорожного движения (ЦОДД) много раз рассказывал журналистам об этом проекте, но все же есть москвичи, которые мало что знают о разделении города на жилые зоны и дороги для грузовиков. На вопрос корреспондента Единого транспортного портала «нужен ли грузовой каркас в вашем округе?», одна из жительниц ЮЗАО ответила: «Что это за зверь? Поясните».
Поясняем: грузовой каркас - это маршруты, по которым грузовикам любого размера и веса позволено свободно ездить. А есть улицы, куда им попасть не так просто – это жилые зоны. Там, где много дворов, движение для машин с большими габаритами и весом более 2,5 тонн ограничено. Проехать сюда фуры могут только по веской причине и разрешающим документам. Водители должны иметь при себе подтверждение, что машина будет обслуживать то или иное предприятие или жителей района. Иначе – штраф в 5 тысяч рублей. Сумма существенная, поэтому вряд ли кто-то захочет нарушить новый порядок. Другими словами, для водителей большегрузов каркас делит город на зоны – куда можно всегда и куда можно только по случаю и с документами.
Кто-то подумает, ну ездят они иначе и пусть себе ездят, мне какая разница. Но разница все-таки есть. В чем плюсы для жителей: меньше грузовиков - меньше шума, чище воздух, реже аварии, свободнее дороги. Особенно хорошо это почувствовали на себе в тех районах, где большегрузы часто ездили транзитом. Когда появилась инициатива внедрить каркас, власти Москвы учитывали опыт Лондона и Нью-Йорка, где разделение на зоны появилось еще раньше.
У нас проект впервые запустили в Восточном округе столицы. И создавался он с учетом жалоб и пожеланий горожан. А спустя некоторое время проводился опрос на портале «Активный гражданин», чтобы узнать, изменилась ли ситуация в городе. Из 24 тысяч человек 53% признали, что от введения каркаса обстановка на их улицах улучшилась. Поэтому проект расшили на север и северо-восток города - здесь тоже грузовики пустили по определенному маршруту. Корреспонденты ЕТП спросили жителей из округов, входящих в каркас, стало ли комфортнее, а также узнали мнение москвичей других округов, хотели бы они у себя разделить зоны по такому принципу. Например, на улицах рядом с Ленинградским шоссе горожане привыкли, что грузовики все время поблизости. В одних дворах от машин отгородились шлагбаумами, в других с ними смирились, но идею каркаса поддерживают.
В последнее время грузовики реже стали ездить, – рассказывает пенсионерка Тамара Константиновна, проживающая во 2-м Войковском проезде. – А раньше постоянно носились, беспокойно было. Днем сюда приезжали, ставили, вечером уезжали, а вместо них другие на грузовиках останавливались на ночь – те, кто здесь живет. Теперь грузовиков меньше, это хорошо, правда, других машин прибавилось – легковых, все тут заставили, скоро прыгать через них будем».
На соседних улицах жильцы рассказали, что к ним в основном заезжают «Газели», а более массивные машины не беспокоят. Практически та же ситуация сложилась во всех районах, где действует каркас. В Ростокино жители отметили, что проблем с грузовиками нет.
«Раньше их было больше, - говорит одна из жительниц района Надежда. – Помню, периодически на Ростокинской стояли пыхтели под окнами. Хотя у нас такой район, что сквозь никуда не проехать, поэтому не скажу, что колоннами тут ездили. Но были, а сейчас заметно меньше. Мне нравится проект, потому что главное на наших улицах – это чистый воздух».
С 1 декабря грузовой каркас введут в ЮВАО, а с начала 2020 года – во всех округах столицы. В ЦОДД рассказали, что эту идею москвичи восприняли положительно. Основная причина, по которой горожане приветствуют появление каркаса, это шум, который исходит от большегрузного транспорта. Вот, к примеру, оригинальный комментарий, который во время опроса дала жительница ЦАО Елена:
«У нас на 2-й Звенигородской под окнами ездят грузовики. И подпрыгивают на лежачем полицейском так, что посуда на кухне трясется. Конечно, хочу, чтобы мимо нас не проезжали. Когда только переехали сюда, дети у меня сначала пугались. Потом привыкли, но это все равно не дело».
Специалисты отмечают, что водители грузовиков привыкают к новым правилам. Подсчитали, что за последний год тяжеловесных машин вне каркаса стало меньше почти на четверть — на 22%.
В помощь водителям грузовиков ЦОДД совместно с компанией «Яндекс» добавит в приложение «Яндекс.Навигатор» опцию, которая будет строить маршруты по грузовому каркасу и предупреждать, если пункт назначения находится за его пределами.