Трамваи заметно потеснили своих предшественников, омнибусы - многоместные конные повозки - медленный и дорогой транспорт.
Первые омнибусы появились в Лондоне в 1861 году, но эксперимент не оправдал себя: к концу десятилетия в Ливерпуле, Глазго и Эдинбурге заложили трамвайные линии. Первый регулярный трамвай проехал по южной части Лондона в 1870 году.
В 1880-е трамваи стали электрифицировать: даже в конце 19 века электричество оказалось дешевле лошадей, плата за проезд уменьшилась, а качество услуг улучшилось.
Рабочие, не имевший до того возможности передвигаться на сколько-нибудь большие расстояния, если не жили у железной дороги со специальными дешевыми составами для рабочего класса, получили в свое распоряжение целую трамвайную систему с дешевыми билетами в течение всего дня.
Однако трамваи приветствовались не везде: именно потому, что они обслуживали " неугодный людей", Лондонский Сити отказался пустить трамвайную линию по своим улицам. Средний класс видел будущее в машинах.
Со временем, по мнению жителей общественный транспорт стал мешать развитию автомобилей и перестал отвечать потребностям второй половины 20-го века. Пригородные поезда и автобусные линии сократили, а трамваи, за исключением известного маршрута по набережной города Блэкпул, закрыли в начале 60-х годов.
Так продлилось до 80-х годов: Франция, которая закрыла все трамвайные системы после войны, вновь проложила пути в нескольких городах. Сейчас трамвайная система есть в 27 населенных пунктах.
В Манчестере трамвайную сеть перезапустили в 1992 году, а Лондон получил свою единственную трамвайную линию уже только в 21 веке.
Существуют, однако, и примеры большей последовательности: транспорт Цюриха прошел через те же проблемы, что и в Лондоне, но нашел иные решения.
В 1950 году городские власти стали предполагать, что трамваи мешают развитию автомобилей. В 1962 городские власти предложили перенести трамвай под землю, но дорогостоящий план провалился на голосовании.
Постепенно возникло другое решение: объявить общественный транспорт приоритетным. С незначительным перевесом жители одобрили это предложение в 1977 году, в корне изменив транспортную политику Цюриха!
Основой успеха новой политики стала системная работа общественного транспорта: интервалы между всеми отправлениями согласованы и соединение гарантированно даже между маленькими поселками.
Таким образом, Цюрих добился большой популярности общественного транспорта и самой низкой доли автомобильного транспорта в сравнение практически с любым городом сопоставимого размера. Это не случайность, а результат последовательной и долгосрочной транспортной политики.