В начале 70-х молодой сотрудник департамента транспорта Нью-Йорка занимался достаточно невеселым делом: продуваемый всеми ветрами он рассчитывал время движения транспорта при въезде в центр города. Однако Сэм Шварц, в последствии прозванный «Пробка» Сэм, считал сбор данных для проекта "красная зона", способствующего очищению воздуха, важным делом. По задумке авторов по будням с 11 до 16 часов часть центра должна становиться зоной, свободной от автомобилей.
Сейчас велосипедные дорожки и пешеходные зоны жители Нью-Йорка воспринимают как должное. Мало кто знает, что 45 лет назад такие люди как Шварц пытались обуздать количество частных автомобилей: дороги Нью-Йорка и других городов США были переполнены. Общественный транспорт медленно умирал и транспортная сеть становилась менее эффективной. В начале 50-х, когда трамвайные пути демонтировали с Бруклинского моста, число людей, ежедневно пересекавших его, сократилось с 400 до 170 тысяч.
С ростом экологического движения и массовыми протестами против строительства новых автострад, общественное мнение изменилось: к 1971 году департамент транспорта Нью-Йорка с энтузиазмом планировал введение велосипедных дорожек и пешеходных улиц. Казалось, для проекта "красная зона" настало время. Департамент даже успел сделать знаки «въезд а/м закрыт». Однако в решающий момент мэр Линдси испугался и отменил его. Но это было лишь начало.
Некоторые думают, что плата за проезд в часы пик - новая идея, однако власти Нью-Йорка уже несколько десятилетий пытаются ввести ее в той или иной форме.
Она была придумана здесь, в Нью-Йорке Уильямом Викери, профессором Колумбийского университета, получившим Нобелевскую премию, говорит Шварц.
В конце 70-х Сэм Шварц как заместитель комиссара по дорожному движению стал разрабатывать программу профилактики пробок - план на случай чрезвычайных ситуаций на транспорте. Меры, предложенные Шварцем стали настоящей сенсацией: запрет въезда на Манхеттен автомобилям с 1 единственным пассажиром сотворил чудо во время 11-дневной забастовки работников метро.
Власти сработали намного лучше, чем в забастовку 1966 года. Люди приветствовали нас как героев, вспоминает Шварц. Так он получил прозвище «Пробка» Сэм.
Закрыв проект "красная зона" Линдси и он не опустили руки: в 1973 году они предложили не просто запрет въезда машин, но введение платы за проезд в часы наибольшей нагрузки по 4 самым загруженным мостам в центр города – для уменьшения загрязнения и распределения трафика.
Главные мосты города задумывались платными, так и было с 1883 по 1909 год, а в 1911 плату упразднили. Чиновники быстро поняли, что сплоховали, однако вновь ввести плату уже не смогли.
Казалось, что в 1973 плату все-таки снова введут: губернатор штата поддержал инициативу и федеральные власти одобрили ее в рамках закона о чистом воздухе. Но Авраам Бим, новый мэр, выступил против. Совет по защите природных ресурсов и другие заинтересованные лица подали в суд на город и выиграли тяжбу, однако постановление Конгресса позволило мэру улизнуть от ввода платы за проезд. Обе парламентские партии поддержали введение платы за проезд в часы наибольшей нагрузки: консерваторы приветствуют рыночный механизм, а либералы ненавидят автомобили.
Так почему же возникли трудности?
Помимо сильного недовольства горожан из периферийных районов, владельцы паркингов и гостиниц были резко против платы за проезд по мостам, соединявшим Манхеттен с Бронксом и Квинсом.
Иронично, что бизнесмены, практиковавшие плату за перегрузку в том или ином виде (например, парковка в центре стоила дороже), отказывали городу в использовании этого механизма, говорит Шварц.
Отказавшись от идеи закрытия центра для частных автомобилей, Шварц взялся за небольшой план Линдси по превращению нескольких площадей и улиц около Бродвея в пешеходную зону. Бизнесмены, работающие в непосредственной близости, смертельно воспротивились, боясь роста преступности, сопровождавшей все общественные пространства Нью-Йорка в те времена.
Про резкое сокращение преступности при мэре Джулиани теперь часто забывают. Безопасные улицы сделали город привлекательным для бизнесменов и Бродвей фактически стал пешеходным при следующем мэре Блумберге.
Шварц организовал автобусные линии и первые в городе защищенные дорожки для велосипедистов. Однако и тут Нью-Йорк оказался не готов к нововведению: жалобы общественности посыпались как град! Шварцу пришлось сбрить бороду, но активисты все равно узнавали его на улице.
Рассказывают даже, что губернатор Хью Кери, проезжая по Шестой авеню с президентом Джимми Картером, указал в окно:
Посмотри как Эд (мэр Кох) растрачивает твои деньги на этих велосипедных дорожках!
Под давлением общественности велодорожки, просуществовавшие лишь 2 месяца, были демонтированы на следующие 20 лет.
С тех пор как Шварц в 1990 году покинул администрацию города, он со стороны наблюдает за развитием транспортной политики. «Пробка» Сэм признается, что завидовал Джанетт Садик-Хан, так же как и он занимавшей должность транспортного комиссара, но при мэре Блумберге:
Она делала вещи, о которых я только мечтал или не смог завершить: создание пешеходных пространств, велосипедных дорожек, отделенных от транспорта, повышение скорости общественного транспорта на самых оживленных магистралях.
Плату за проезд в часы наибольшей нагрузки через мосты Ист-Ривер так и не ввели из-за лоббистов и протестов общественности. Однако в последние годы тема снова появилась на повестке дня – и «Пробка» Сэм, собрав все жалобы воедино, представил новое предложение под названием MoveNY.
Новый план предполагает не просто плату за въезд по 4 самым популярным мостам через Ист-Ривер, но уменьшение платы на отдаленных мостах соединяющих Бронкс и Квинс, а так же взимание платы при въезде в центральную часть города. Четверть выручки предполагается вложить обратно в строительство дорог и мостов.
План по-прежнему не пользуются всеобщей популярностью. Со стороны Квинса противников введения платы возглавляет Мелинда Кац:
Есть что-то коренным образом неверное во взимании платы за пересечение улицы в пределах одного города. Кроме того, изначально плата за въезд по мостам никогда не предназначалась для субсидирования других мероприятий.
Пока дебаты только усиливаются, жители все больше времени проводят в пробках на Манхэттене, метро переполнено и его надежность снижается. Введут плату за проезд в пиковые часы или нет, так или иначе штату придется изыскать средства на амортизацию рисков.
Шварц радуется успехам города в создании инфраструктуры, за которую он боролся на протяжении многих лет. После ухода из администрации «Пробка» Сэм основал логистическую фирму. В память о проекте «красная зона» на потолке своего кабинета он прикрепил один из тех знаков «въезд а/м закрыт» - напоминание о том, насколько близок был Нью-Йорк к полному избавлению от автомобилей почти полвека назад.