26 февраля

Заканчивается реставрация звезды Северного речного вокзала

Об этом сообщили в Мосгорнаследии и Мосгортрансе в ходе пресс-показа конструкции, которая сейчас находится на завершающем этапе реставрации.

«Сегодня мы впервые показываем эту уникальную конструкцию – звезду, которая была установлена на вершине шпиля Северного речного вокзала в конце 1930-х годов, а также украшавший ее герб Советского Союза в виде серпа и молота. Ее подъем должен был символизировать начало навигации на Москве-реке. С момента установки звезда и герб, как, впрочем, и весь вокзал, ни разу не реставрировались. За долгие годы местами было утрачено золотое покрытие лучей звезды, а также 10 самоцветов, украшавших герб. Реставраторы уже заканчивают работу по металлу (работы завершены на 80%) и в ближайшее время приступят к гербу. Весной этого года планируем полностью подготовить звезду к возвращению на шпиль», – рассказал руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов.

Звезда вопреки легенде никогда не венчала кремлевскую башню, она была выполнена в 1935 году на заводе им. Молотова из каркаса нержавеющей стали, облицованного гальванически позолоченным медным листом. В центре звезды был закреплен символ в виде серпа и молота, выполненный из посеребренных гальваническим способом листов меди на клепочном соединении. Символ был украшен уральскими самоцветами: аметистами, топазами, александритами, горным хрусталем, аквамаринами, имеющими бриллиантовую огранку. Каждый самоцвет был закреплен в отдельный каст (ячейку), покрытый золотом.

На звезде много участков, на которых утрачено золотое гальваническое покрытие. Осложняет работу и то, что исторический слой позолоты имеет значительную толщину (более 3 микрон), что в современных условиях повторить крайне сложно. Что касается герба, то специалисты обнаружили, что вследствие коррозии произошло вспучивание слоя золота, была утрачена часть заклепок на соединении деталей серпа и молота, произошла утрата 10 самоцветов вместе с кастами, золочение кастов практически утрачено. 

«Звезду для последующей реставрации демонтировали со шпиля Северного речного вокзала в июле прошлого года. Её бережно снимали с помощью 100-тонного крана в течение двух часов. При демонтаже был зафиксирован вес в 700 кг. Звезда вписывается в окружность диаметром 5 метров, с двух сторон расположены накладные элементы из нержавеющей стали – серп и молот. По окончанию работ будут восполнены утраченные камни, отреставрирована позолота и серебрение», – отметил директор филиала Служба эксплуатации и развития речного транспорта ГУП «Мосгортранс» Сергей Ромазанов. 

После демонтажа со шпиля звезду установили в тепляк (сооружение, где постоянно поддерживается плюсовая температура) на территории вокзала, после чего начались научно-исследовательские работы, в ходе которых определили методику работ. Работы начались в конце 2019 года.

Руководствуясь одной из основополагающих концепций реставрации – обратимостью – требованием доступности памятника к повторной реставрации вне зависимости от примененной в тот или иной период развития реставрации технологии, было принято решение о нецелесообразности расчистки исторического слоя позолоты до основания с последующим проведением гальванического по современной технологии или сусального золочения. Реставраторы решили изготовить позолоченные накладки из нержавеющей стали на контур звезды, ее основание и лучи. Серпу и молоту вернут серебрение электрохимическим путем, касты восстановят и позолотят, вернут на места отсутствующие самоцветы.

Звезда вернется на шпиль весной 2020 года.

Напомним, что реставрационные работы Северного речного вокзала начались в 2018 году. Сначала были проведены первоочередные противоаварийные работы, затем работы по конструктиву. По состоянию на февраль 2020 года проведены работы по усилению оснований, фундаментов, несущих конструкций, ремонту кровли, вентиляционных шахт, водосточной системы, световых фонарей, реставрации четырех скульптур на башне.

Сейчас внутри ведутся работы по реставрации декора (гризайль, роспись по стеклу, вентиляционные решетки, панно на холстах), внутренней отделке потолков и стен, а также работы по отделке фасадов и реставрации фонтанов.

Объект будет полностью приспособлен для современного использования и вновь будет выполнять функцию главного речного порта столицы.

Фотогалерея 

Поделиться
Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном аггрегаторе