21 июня 2016

Все, что вы хотели знать о сети городских велопрокатов «Велобайк»

Благодаря этому, на прокатных велосипедах стало удобно добираться из точки А в точку В. И этим пользуется все больше горожан, предпочитая поездки «с ветерком». Часто у пунктов велопроката можно встретить людей, которые еще не разобрались, как это работает. Нередко и у постоянных пользователей велопроката возникают некоторые вопросы. Ответы на самые популярные вопросы мы узнали у  генерального директора ЗАО «СитиБайк», оператора городского общественного велопроката «ВелоБайк» Глеба Нарожных.

Глеб Нарожных

- Добрый день! Расскажите, пожалуйста, почему пунктов велопроката нет в некоторых округах Москвы?

 - Расширение сети идет поступательно. Новые пункты появляются рядом с существующими. Это делается для того, чтобы пользователю было удобно пользоваться велопрокатом. Если он взял велосипед, то должен иметь несколько вариантов поблизости, где его можно оставить. Для этого расстояние между станциями должно быть от 300 до 500 метров.

Кроме того, расположение должно содержать понятный транспортный смысл. Например, использование велопроката сократит время поездки на общественном транспорте с учетом трафика или свяжет деловые районы с метро. Либо позволит быстрее преодолевать расстояние в 1,5-3 км, когда ждать общественный транспорт дольше чем на нём ехать.

В связи с этим нельзя поставить станции отдельно от общей сети проката, не обеспечив определённую плотность пунктов и дополнительное количество велосипедов. По этому принципу в первую очередь выбираются районы с высокой потребностью в таком виде транспорта, затем разворачивается сеть велопроката с определённой плотностью станций и соответствующим количеством велосипедов. Самая большая потребность в центре города, где в связи с высокой интенсивностью движения, поездки на небольшие расстояния выливаются в десятки минут или даже часы стояния в пробке, поэтому прокат начал свое развитие именно отсюда.

Дальнейшее развитие сети велопроката идет от уже действующей сети по принципу развития районов с очевидной транспортной потребностью (хордовые маршруты между параллельными ветками метро, транспортными узлами и т.п.), наличием велодорожек или возможности их организовать. В этом году появятся дополнительно 70 новых станций на 700 велосипедов. Учитывая интерес жителей и города в развитии инфраструктуры доступного городского велопроката, мы верим, что в ближайшие годы велопрокат появится в большинстве районов Москвы.

 - Почему пользоваться велосипедом без доплаты сверх стоимости абонемента можно только 30 минут?

 - Каждый пользователь сам определяет продолжительность своей поездки. В первую очередь нужно понимать, что городской прокат это один из видов общественного транспорта. Поездки до 30 минут - основное предназначение городского велопроката, этого времени достаточно для совершения практически любой транспортной поездки (5-6 км). Согласитесь, что поездка на общественном транспорте, продолжающаяся 2-3 часа скорее исключение, чем норма. Поэтому мы ввели прогрессивный тариф: чем дольше пользователь пользуется велосипедом, тем ниже доступность велосипеда в прокате для других пользователей, тем выше стоимость поездки.

Мы, конечно, не запрещаем кататься и дольше, но нужно быть готовым к дополнительной плате.

Стоит отметить, что по такой схеме работают все мировые системы велопроката. А в Милане, например, прокаты более двух часов вообще наказываются штрафом и ограничением доступа к системе.

Велопрокат

-Как часто осуществляется проверка велосипедов на предмет поломок и проводится ремонт?

Проверка производится постоянно. На протяжении всего сезона, в режиме 24/7 в городе работают сотрудники сервисной службы. Они проводят осмотр оборудования и велосипедов на станциях, выявляют и, по возможности, устраняют поломки. Небольшой ремонт (подкачка колес, регулировка тормозов, смазка и т.п.) производится на месте, для более сложных поломок велосипед забирают в мастерскую.

- Производится ли мойка велосипедов, особенно после дождя?

Поскольку велосипеды все время находятся на улице, к сожалению, пыль и грязь на них оседает и в хорошую погоду. Поэтому чистка велосипедов от пыли и грязи осуществляется практически каждый раз при обслуживании и перемещении.  

 - Почему велосипеды такие тяжелые?

Конструкция прокатных велосипедов обусловлена интенсивностью использования и условиями эксплуатации. Крайне важна и безопасность пользователей. Поэтому на велосипедах устанавливается довольно широкая резина, несколько скоростей, передний и задний тормоза.

Велосипеды специально разработаны для автоматизированной системы велопроката, большая часть деталей выполнена в металлическом корпусе для повышения износостойкости и вандалоустойчивости.

 - Где хранятся велосипеды по окончании сезона?

- Велосипеды хранятся на складе. В ноябре все велосипеды свозятся туда на зимовку. До начала нового сезона проводится расширенное техническое обслуживание всех велосипедов.

 - Что делать, если пользователь поставил велосипед и уже далеко уехал от стоянки, а после выясняется, что замок не закрылся? Как избежать сбоев при завершении поездки?

При завершении проката нужно внимательно следить за сообщениями, которые отображаются на дисплее. Потраченная минута позволит сэкономить и время, и нервы, в случае если велосипед не заблокируется. К сожалению, некоторые пользователи считают, что, установив велосипед на станцию, прокат закончен. Это не так. Пользователь должен проконтролировать завершение проката и блокировку велосипеда в замке станции. В противном случае сессия не завершится.

Для этого необходимо вставить велосипед ровно до упора по направляющим. Дисплей активируется и начнется завершение проката. На дисплее велосипеда появится сообщение «Завершение…». Если велосипед заблокировался в замке, на дисплее отобразится сообщение «Возврат ОК!» и раздастся длительный звуковой сигнал. Если возникнет ошибка – велосипед подаст несколько коротких звуковых сигналов, а на дисплее отобразится сообщение «Error» (ошибка). В этом случае необходимо вытащить велосипед из замка и попробовать припарковать повторно. Если ошибка повторяется, мы рекомендуем попробовать любой другой свободный порт этой станции. Также можно обратиться в службу поддержки – специалисты подскажут, как быть в этом случае.

Таким образом, важно обращать внимание на дисплей велосипеда, успешное завершение проката всегда сопровождается надписью на дисплее велосипеда  «Завершение…» и появлением сообщения «Возврат ОК!», после чего экран погаснет.

Если после вышеописанных действий нажать на кнопку «ОК», на экране велосипеда появится меню со способами авторизации «1. по карте Тройка; 2. По логину»  это значит велосипед готов к новому прокату.

Бывает, что при завершении проката, на дисплее велосипеда появляется сообщение «Блокировка…». Появление этого сообщения говорит о том, что велосипед будет временно заблокирован, при этом прокат завершен не будет. Убедиться в этом можно нажав кнопку «ОК» на передней панели велосипеда, если при этом появляются сообщения или «введите пин», или «приложите Тройку», то велосипед поставлен на временную блокировку и таймер поездки продолжает отсчет. СМС-сообщение в этом случае не придет.

Отсутствие СМС о завершении проката в течение 5-10 минут - повод обратиться в службу поддержки.

 - Следит ли компания за заполняемостью станций и как?

Да, это одна из основных задач оператора проката, поэтому мы постоянно следим за состоянием станций. За несколько лет мы накопили опыт и статистику, можем прогнозировать к каким станциям необходимо повышенное внимание. В городе круглосуточно работают машины, которые снимают велосипеды с полных и перемещают их на пустые станции. Маршрут водителей зависит от времени суток, дня недели и погоды.

На протяжении сезона в офисе работают диспетчеры, которые занимаются мониторингом состояния станций и корректируют работу водителей, занимающихся перемещением велосипедов.

 - Случается, что приложение показывает, что на стоянке есть свободные замки или велосипеды, а подойдя к станции пользователь этого не видит. С чем это может быть связано? 

Пользователи совершают тысячи прокатов каждые сутки. Ситуация на станциях меняется динамически. За несколько минут станция может опустеть или заполниться. Например, в выходные дни множество пользователей катается компаниями и нередко 3-4 свободных места мгновенно заполняются велосипедами.

Сведения о состоянии станции: наличие свободных портов и велосипедов - обновляются системой в течение 30-40 секунд, поэтому при высокой интенсивности прокатов на станции, можно заметить небольшие расхождения. Для того чтобы получить актуальную информацию о свободных портах и велосипедах пользователю нужно  обновить данные в приложении или на сайте. Выбрать раздел меню «Велостанции», карта при этом обновится и в правом верхнем углу экрана появится информация о времени последнего обновления.

Еще одной причиной несоответствия реальной картины и данных в системе, могут стать велосипеды с незавершенными прокатами. Пользователь ушел, прокат не закрылся, данные в систему не поступили. Пользователь обновляет данные, в которых нет сведений о таких велосипедах – они числятся в прокате, а замки, в которые они вставлены, свободны. Как только прокат завершится корректно, данные в системе обновятся.

- Как вы оцениваете популярность велопроката в этом сезоне?

 - Популярность проката высокая. С 21 апреля, когда велопрокат начал работу в этом сезоне, уже совершено почти  600 тысяч поездок. В этом году количество пользователей велопроката выросло почти вдвое по сравнению с прошлым годом. При том, что сезон еще только начался.  

Велопрокат велобайк

 

Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном агрегаторе