Все началось в Амстердаме. В 1965 году там для общественного пользования открылись «Белые велосипеды» - прокат, свободный от взносов. Добрая затея просуществовала не долго: бесплатные велосипеды быстро угнали или сломали.
В течение следующих 30 лет общественный прокат оставался мало востребованным: насчитывалось менее 10 городских велопрокатов по всему миру. Однако, новый век благоволил идее: к концу 2014 количество обслуживаемых велосипедов почти достигло миллиона, более 700 городов в 50 странах уже имели городские велопрокаты.
В лидерах Китай: там велопрокаты в 237 городах насчитывают более 750 тысяч велосипедов. Пекин, взяв курс на избавление городского воздуха от постоянного смога, обратил свое внимание на развитие велокультуры. По сообщениям департамент транспорта, прокат, открытый в 2012 году, сегодня уже насчитывает полмиллиона пользователей. В этом году планируется добавить 10 тысяч велосипедов, каждый из которых по расчетам чиновников привлечет 11 новых пользователей. Первый час бесплатно, далее ¥1 в час, но не более ¥10, что равняется примерно 100 рублям в день. Депозит 2 тысячи рублей.
На втором месте Франция почти с 43 тысячами велосипедов в 38 городах. Парижская Vélib' - насчитывает 20 тысяч велосипедов на 1800 станциях, работающих 24 часа в Париже и 30 городах вокруг. Название происходить от сокращения слов vélo - велосипед и liberté - свобода. Созданная в 2007 году Vélib' зарегистрировала самые высокие показатели использования в сентябре 2013 года: каждый велосипед делал 8 поездок в день.
Для использования сначала необходимо купить абонемент, а после оплатить время поездки. Дневной абонемент стоит €1,70, недельный - €8, годовая подписка - от €39 до €19 с учетом скидок и длительности бесплатного периода (первые 30 или 45 минут). Депозит €150. Шкала оплаты прогрессивная: вторые 30 минут - €1, третьи - €2, далее €4 за каждые полчаса. Оплатить можно онлайн и на станции.
Если вы добрались до пункта назначения, а близлежащая станция заполнена, можно получить дополнительные 15 минут для поиска свободной станции, но вряд ли эти случаи часты: станции расположены каждые 300 метров и имеют до 70 мест.
Милан
BikeMi - общественный транспорт, работающий с 7 утра до часа ночи, основан в 2008 году. В распоряжении жителей и туристов 3650 простых и 1000 электрических велосипедов. Онлайн карта на сайте проекта показывает все станции и количество свободных велосипедов в реальном времени. Мобильного приложения пока нет.
Единовременный платеж составляет: на день - €4,5, неделю - €9, год - €36. Оплата кредиткой на сайте, по телефону или в 1 из 6 пунктов по городу. Взять велосипед можно сразу же после оплаты: первые полчаса бесплатно, далее 50 центов за 30 минут. Дополнительные 15 минут так же предоставляются для поиска станции. Интервал между поездками - 5 минут.
Сервис предназначен для поездок длительностью до 2 часов. Все строго: 3 превышения и абонемент приостанавливается. После 24 часов непрерывного использования выписывается штраф в размере € 150.
Будапешт
Прокат BuBi, игриво именующийся «Пузырь» от сокращения названия города и bicikli - велосипед на венгерском, так же основан в 2008 году. На сегодняшний момент сеть работает круглосуточно и состоит из 1150 велосипедов на 99 станциях, которые расположены на расстоянии 300-600 метров друг от друга.
Единовременный платеж составляет: на день - €1,6, неделю - €6,4, год - €60. Депозит €80. Оплатить можно на сайте, через приложение и непосредственно в терминале. Первые 30 минут бесплатно, более длительные прогулки тарифицируются прогрессивно: вторые 30 минут - €1,6, третьи - €3, и так далее вплоть до €62 за первую половину 9 часа поездки!
Такое небюджетное пользование велопрокатом создатели сервиса объясняют поиском баланса между количеством транспорта и всеми желающими им пользоваться. Велосипед в Будапеште – вспомогательный вид транспорта и для поездок далее 4-5 километров рекомендуют комбинировать транспорт.
Правда, ждать между поездками не нужно: меняя велосипеды каждые 30 минут можно кататься бесплатно очень долго! Есть и другие особенности у будапештского проката. По годовому абонементу можно взять до 4 велосипедов. Дополнительных 15 минут при заполненной станции не предоставляется – велосипед можно поставить в резервный слот «только для сдачи», имеющийся около каждой станции. Учащиеся и продлевающие годовую карту оплачивают проезд по уменьшенному тарифу.
Нью-Йорк
Citi Bike - частный прокатный сервис по Нью-Йорку и Джерси-Сити, - самый большой в стране. Велопрокат открылся в 2013 году, а в мае 2016 система достигла 100 тысяч годовых абонементов и более 53 тысяч ежедневных поездок. Система насчитывает 6 тысяч велосипедов на 507 станциях.
Единовременный платеж составляет: на день - $12, 3 дня - $24, год - $155. В годовой абонемент входит 45 бесплатных минут каждой поездки. Далее за каждые полчаса: $2,50, $6,50, последующие - $9. В туристические подписки на 1 и 3 дня входит 30 минут бесплатной поездки. Далее каждые 15 минут обойдутся по $4. Депозит $101. Годовой абонемент приобретаются онлайн, платеж можно разбить помесячно. Дневные абонементы - только через терминал у станции. Интервал между поездками составляет 2 минуты.
Дополнительные 15 минут предоставляются для поиска свободного места – их можно найти на карте через терминал или мобильное приложение. Приложение так же подскажет об окончании бесплатного времени, запишет всю информацию по движению, запомнит любимые станции и проложит маршрут до места назначения.
К покупке так же предлагаются корпоративные абонементы и подарочные карты, существуют скидки для малоимущих и учащихся. Если велосипед не отдан в течении суток, с пользователя могут взять штраф в $1200 как за утерю.
Россия не отстает: у нас велопрокаты уже работают в 4 городах.
В кафе Калининграда, Петрозаводска и Санкт-Петербурга работает частная сеть Cafebike. Пока насчитывается 139 велосипедов на 66 точках проката. Тарификация единая: 2₽ в минуту, но не более 500₽ в сутки, Месячный абонемент с 30 минутным бесплатным периодом - 1500₽. Ключ можно взять у менеджера кафе. Оплата списывается с карты автоматически. Карту станций проката в каждом городе можно посмотреть на сайте проката.
Велобайк - сеть проката Москвы - основана в 2012 году. В 2016 в нее входит 2600 велосипедов на 300 станциях. В этом году ожидается увеличение количества станций до 370, велосипедов - до 3 300 и появление 150 электровелосипедов со скоростью около 15 км/ч. и дальностью поездки не менее 20 км. Движение на электрической тяге можно будет чередовать с ездой на педальном приводе.
Для получения СМС с ПИН-кодом для доступа к сервису, необходимо зарегистрироваться на сайте, через мобильное приложение или терминал. Единовременный платеж составляет: на день - 150₽, месяц - 600₽, Сезон до 31 октября - 1200₽. Депозит 1000₽. Оплата банковской картой. В каждый абонемент входит 30 бесплатных минут, следующие полчаса 30₽, 2й час - 100₽, 3 час – 450₽ и так далее до 30 тысяч за 2 суток. Между поездками – не менее 15 минут.
С начала сезона 2016 москвичи уже совершили более 600 тысяч поездок – это в 3 раза больше, чем в прошлом! Несмотря на то, что катание в Москве возможно только в теплый сезон, велосипед в городе становится все более доступным и популярным не только для осмотра города, но и для ежедневных поездок в дополнение традиционному городскому транспорту.