В 2010 году в рамках дня без машин 60 километровую превратили в гигантский городской бульвар: 3 миллиона человек ходили, катались на роликах или велосипедах. Пространственный планировщик Мартин Тённес, участвовавший в проекте, делится впечатлениями:
Были так много людей, что, в первый раз в моей жизни, я побывал в пробке из велосипедов! Когда с холма я увидел всю эту массу велосипедистов ниже по автостраде, я понял, что эта идея востребована.
В декабре 2015 года между городами Мюльхайм-ан-дер-Рур и Эссен открыли первый участок того, что станет самым большим велобаном в мире: почти 100 километровая дорога, соединяющая 10 городов и 4 университета. После завершения, маршрут избавит дороги от 50 тысяч автомобилей, а вместе с ними и от 16 тысяч тонн ежегодных выбросов СО2. Новое шоссе сильно отличается от узких велодорожек немецких городов: широкое полностью освещенное и отделенное от автомобилей шоссе с эстакадами и туннелями будет очищаться от снега в зимний период.
Вместе с быстро растущей популярностью электрических велосипедов, велошоссе могут привести к новой эпохе велопередвижения в Германии., Расстояния между городами в Рурской области состовляет от 6 до 10 миль, что идеально подходит для поездок на работу на велосипеде, объясняет Тённес:
1,6 миллиона человек, живут в пределах 1,25 миль от велосипедного шоссе. Это 150 тысяч студентов и 430 тысяч рабочих. Так что я полностью уверен в спросе на велошоссе. Удобства таких шоссе убедят многих пользоваться велотранспортом, а электрические велосипеды делают этот переход легче.
Шоссе для велосипедов не новая идея. В 1900 году в Калифорнии открыли деревянное велошоссе, соединяющее 2 отеля в Пасадене. Стоимость проезда составляла 10 центов. Однако, в то время количество велосипедистов сокращалось, и его разобрали до конца десятилетия.
В наше время первопроходцами в обустройстве велошоссе являются датчане и голландцы. Датчане сосредоточили велосипедные шоссе в окрестностях Копенгагена, а в Нидерландах имеется около 20 велосипедные шоссе по всей стране. Нидерланды строят велошоссе с 2006 года в рамках программы борьбы с пробками. Первые участки были расположены вдоль оживленных автомагистралей, чтобы предложить автомобилистам видимую альтернативу.
Термин "велобан" звучит слишком громко, поэтому мы называем их «быстрые велосвязи», - рассказывает Инеке Шпапе, голландский планировщик авто и вело движения, профессор прикладных наук в университете Бреда. - В Нидерландах такие дороги не всегда широкие с дорогими переходами и переездами: иногда нет места, иногда практичней только улучшить существующую дорожку. Дешевле предоставить велосипедистам приоритет на перекрестках, чем строить эстакады или туннели.
Шпапе консультирует планировщиков движения из других европейских стран. Ее главная идея в том, чтобы не тратить слишком много времени на технико-экономические обоснования и не стремиться к совершенству:
К примеру, по немецким требованиям пешеходные дорожки должны проходить параллельно велосипедным шоссе. Когда это невозможно, не отменяйте план, но будьте прагматичны. Ваша задача пересадить людей на велосипеды, потому что за ними будущее.
Крупные немецкие города, как Франкфурт, Гамбург, Берлин, Мюнхен и Нюрнберг разделяют эту точку зрения, и в настоящее время изучают возможности создания велосипедных шоссе в пригородах и городах-спутниках.
Население быстро растет, количество поездок будет увеличиваться и общественный транспорт может несправиться, - говорит Биргит Каструп из Мюнхенской ассоциации планирования. - Мы считаем, что велосипед является ответом на возросший трафик и экологические проблемы. - говорит Каструп. – Кроме того, велосипедные шоссе также способ популяризации здорового образа жизни.
Остается решить лишь одну проблему – финансовую: стоимость 1 километра такого шоссе колеблется от € 500 тысяч до € 2 миллионов. По прогнозам, Рурское велошоссе, обойдется в € 183,7 миллионов. Центральное правительство Нидерландов субсидирует строительство велосипедных магистралей. Немцы не так щедры: министр транспорта Александр Донбриндт ясно дал понять, что города, стремящиеся построить велосипедные шоссе, будут строить их не за счет федерального бюджета.
Его часто критикуют за недальновидность, - говорит Мартин Тённес. - К счастью, правительство земли Северный Рейн-Вестфалия понимает важность велосипедных магистралей, и находит деньги для финансирования проекта. Другие земли не столь щедры.
В Берлине, долг которого огромен, идея строительства велошоссе выдвинута с финансированием через рекламу по маршруту. Это предложение резко контрастирует с недавно анонсированным планом норвежского правительства инвестировать £ 700 миллионов велосипедные трассы вокруг 9 крупнейших городов: велошоссе считают важным средством борьбы с выбросами CO2 - важный шаг для гористой страны, где зимы длинные и холодные, а езда на велосипеде не так присуща людям, как в других скандинавских государствах.
В Нидерландах разрабатывают 30 новых проектов, в том числе 18-мильную велосипеднную дорогу для соединения северных городов Ассен и Гронинген. Для инициатора этого проекта не достаточно построить просто велошоссе:
Мы хотим предложить совершенно новый опыт для людей, которые будут пользоваться этим шоссе. - говорит политик Хенк Бринк.
Пяти различным бюро было предложено разработать инновационные идеи: есть планы создания многофункционального шоссе, где люди могут заниматься спортом в час пик, получить доступ в интернет, зарядить электрический велосипед по дороге, а также оборудовать шоссе навесом и экранами, которые вращаются в зависимости от направления ветра.
Это всего лишь идеи, мы пока не знаем, что решим в конце концов, - говорит Бринк. – Но, если мы хотим, чтобы люди начали ездить на работу на велосипеде, им должно быть комфортно.
На вопрос, вступает ли Европа в новую эру междугородних вело передвижений, Шпапе ответила:
Конечно! Голландцы уже вступили в нее, благодаря огромной популярности электрических велосипедов и сети «быстрых велосвязей». А в Германии это произойдет в самое ближайшее время.
По словам Шпапе, электрические велосипеды легко покроют пригородную зону до 18 миль - при условии, что есть продуманные шоссе с ровной поверхностью.
У меня есть коллега, который ездит на электровелосипеде из Тилбурга в Бреде. Это 16 миль, - говорит она. - В будущем, все больше и больше пригородных зон будут велосипедными, без пробок.