В Барселоне готовится урбанистическая революция. В течение ближайших четырех лет город планирует закрыть 70% существующих автодорог и отдать освободившееся пространство жителям. Таким образом, каталонская столица превратится в коллекцию пешеходных островов площадью 160 000 м² каждый. «Это революция! - прямо говорит автор проекта, глава Агентства по городской экологии Барселоны Сальвадор Руэда. - И главное - дешевая революция!»
Офис Сальвадора Руэды находится почти на пляже Барселонета. Из окна его кабинета видны Средиземное море, корабли и стаи безумных чаек. Сам Руэда - ходячая реклама любого своего проекта: загорелый, подтянутый, с располагающей улыбкой. Зеленый свет его инициативе дало правительство нового мэра Барселоны, социалистки и феминистки Ады Колау; The Guardian окрестила ее «возможно, самым радикальным мэром в мире». Первое, что Сальвадор Руэда мне сообщает: «Знаешь, когда я этот проект задумал? В 1987 году. 30 лет назад».
Очевидно, он горит этой идеей. Весь кабинет Руэды завешан планами проекта суперкварталов - проекта, который через четыре года должен радикально изменить Барселону. И очень вероятно, что она станет лучшим городом Европы.
До 1854 года Барселона жила и росла внутри средневековых стен, окружавших то, что сейчас называется Ciutat Vella (Старый город). К середине XIX века город уже в прямом смысле задыхался: дома достраивались таким образом, что до нижних этажей не доходил воздух.
Стены решили сносить, а город - расширять. Планировщиком новой Барселоны стал Ильдефонс Серда - человек, на долгое время забытый, а сейчас восстающий из прошлого, - своего рода призрак отца урбанистики. Градостроитель неделями исследовал улицы - сам спрашивал людей об их нуждах и подмечал недостатки. Серда хотел, чтобы в домах было много света, у всех был доступ к зелени и деревьям и, наконец, чтобы город избежал деления на богатые и бедные районы.
Район, сконструированный Ильдефонсом Сердой, получил прямолинейное название Eixample - «расширение». Эшампле похож на решетку: все дома одинаковых размеров, а улицы параллельно-перпендикулярны. Серда срезал углы перекрестков, придав им восьмиугольную форму - и пустив таким образом свет в дома. Сама конструкция смахивала на эдакий прямоугольный пончик: квадраты со стороной 130 метров и срезанными углами, внутри - пустое пространство. По замыслу, в каждом дворе должен был находиться сад, в котором могли бы гулять все его жители.
Чтобы превратить город в пешеходный рай, мэрия планирует снизить число автомобилей на 21%. В Барселоне 600 тысяч автовладельцев; всего машинами пользуется под миллион человек. Властям кажется, что это много; для сравнения - в Москве машинами владеют 3,9 миллиона человек. Барселона поднимет цены на парковки, но одновременно предложит удобные транспортные альтернативы. Согласно плану суперкварталов в городе появится новая автобусная сеть, еще более разветвленная система велодорожек и даже, возможно, общегородские электромобили и электроциклы.
В данный момент действует 16 автобусных линий, а среднее время ожидания составляет 14 минут. В будущем линий станет 28, а время ожидания сократится до 4–5 минут. При этом решетчатая система организована так, что остановки двух разных линий - вертикальной и горизонтальной - будут находиться в 2 метрах друг от друга. Таким образом, автобус превратится в наземное метро, по словам Руэды.
Сеть велодорожек планируется расширить на 200 км, добившись таким образом общей протяженности в более чем 300 км. Велосипеды станут единственным видом транспорта, которому будет разрешено пересекать суперблоки. Благодаря этому, считают городские планировщики, число велосипедистов вырастет на 67% - учитывая, что в городе можно ездить на велосипеде 12 месяцев в году, а температура не опускается ниже 10 градусов, это звучит реалистично.
В городе уже действует закрытая для туристов система городских велосипедов Bicing, она стоит 47 евро в год. Поездки короче 30 минут, как и в Москве, бесплатно. По такому же принципу будет работать система городских электрических мотоциклов.
Сальвадор Руэда уверен, что этих мер достаточно, чтобы число машин в городе упало на желаемые проценты. «В Барселоне число ежедневных поездок, совершаемых горожанами на машине, составляет лишь 17% от общего числа. Но при этом 65% пространства принадлежит машинам. Это же идиотизм!» - возмущается он.
За время нашей беседы Сальвадор Руэда неоднократно подчеркивает бюджетность проекта - по его словам, суперкварталы обойдутся Барселоне всего в 15 млн евро. По меркам градостроительных трат это копейки: предварительно утвержденный Адой Колау бюджет Барселоны на 2016 год составил €275 миллионов при населении в 1,6 миллиона жителей. С бюджетом Москвы несопоставимо: при населении в 11,5 миллиона на 2016 год, согласно budget.mos.ru, он превышает 1500 млрд рублей, то есть €20 млрд.
Тем не менее названная Руэдой цифра в €15 млн не совсем корректна - этого хватит, чтобы закрыть и переоборудовать внутренние части пешеходных районов. Новая автобусная сеть обойдется городу еще в €12 млн, велодорожки - в €32 млн. Итого общая стоимость проекта суперкварталов достигает €60 млн.
Впрочем, проект критикуют все равно не за стоимость. Вопросов остается масса: где парковаться? Как везти детей в школу, на музыку, на теннис? Что будет с улицами, оказавшимися на периметре суперкварталов? Будут ли льготы для инвалидов? Как ехать на велосипедах в горку (а Барселона стоит на горе). И что делать с ворами, которые крадут в Барселоне даже как следует пристегнутые велосипеды тысячами?
Команда Руэды обещает, что резиденты кварталов будут платить за парковку по-старому (в среднем €2–2,5 за час), нерезиденты - заметно дороже. Внутрь суперкварталов смогут въезжать скорые, такси, машины инвалидов и коммерческие перевозчики для разгрузки-погрузки товара. Улицы, оказавшиеся на периферии суперблока, в перспективе будут заасфальтированы спецпокрытием, а выходящие на них фасады домов получат стеклопакеты за счет мэрии. Город делает ставку на электрические велосипеды, ехать на которых в гору существенно легче. По поводу кражей велосипедов также готовится пакет мер - хотя вот с ворами у мэрии вряд ли получится совладать.
Частные предприниматели ругаются на инициативу: дескать, пусть мэр сама возит кондиционеры на велосипеде - я лучше закрою бизнес. Руэда вздыхает и поясняет: «В тех районах, где мы уже сделали суперкварталы, малый бизнес не жалуется - он процветает». Он имеет в виду районы Грасия и Борн, эволюцию которых он лично курировал в начале 90-х. Сейчас это два самых живых и красивых района Барселоны. И в Грасии, и в Борне бурлит жизнь, постоянно отрываются новые бары и кафе, а летом жители гуляют на площадях до поздней ночи.
Предполагается, что план суперкварталов сократит число автомобильных аварий и сведет уровень смертей на дорогах к нулю (в 2015 году погибло 27 человек). Малый бизнес районного масштаба вырастет - логичнее завтракать в кафе в двух минутах от дома, чем в 15 минутах езды на автобусе. Зеленых зон станет в два раза больше. Загрязненность воздуха снизится в 2,5 раза, а уровень шума упадет на 50%.
Однако сам Сальвадор Руэда, подобно Ильдефонсу Серде, видит главную пользу в смене идеологии. «Наша самая радикальная цель, смысл всей затеи - укрепить права горожан. Сегодня в Барселоне в том виде, в котором она существует, единственное их право - это мобильность. Ты можешь передвигаться - и больше ничего. В сегодняшней Барселоне сложно представить себе играющего на улице ребенка. Наш проект поменяет эту ситуацию», - заверяет эколог.
Благодаря срезанным углам перекрестки Эшампле занимают достаточно большое пространство, 1916 м² каждый. Согласно плану Руэды 171 такой перекресток в новой Барселоне станет пешеходной площадью - там будут лавочки, террасы кафе, импровизированные летние кинотеатры и что только не. «Можно даже бассейн поставить на лето!» - с энтузиазмом смеется человек, который думает над этим проектом уже тридцать лет.
Он показывает мне картинку, на которой пространство внутри суперблока заполнено рисунками в стиле городских знаков: на одном изображена девушка, занимающаяся йогой, на другом - дедушка с клюкой, на третьем - мороженое, на четвертом - повар с паэльей… Рисунков великое множество. «Знаешь, нам не нравится употреблять слово «пешеходный». Нам нравится слово «гражданский, городской» (ciudadano)», - поясняет Сальвадор.
По его словам, вместо единственного существующего сейчас права на мобильность суперблоки дадут горожанам права на экономический обмен, на обмен информацией, на досуг, на праздники, на игры детей и на манифестации… «Иными словами, демократическое право использования пространства», - подводит итог Руэда. - Мы создаем очень высокое качество городского пространства. Чтобы люди хотели приехать сюда жить, хотели привезти сюда свои семьи, хотели инвестировать в город. В этом и состоит истинная задача урбанистики».