Однако все еще существуют транспортные компании, которые работают нелегально. Борьбу с ними ежедневно ведет ГКУ «Организатор перевозок». Об особенностях этой работы мы поговорили с заместителем начальника управления административной практики ГКУ «Организатор перевозок» Светланой Кукушкиной.
- Добрый день, Светлана! Сейчас в Москве завершается реформа наземного транспорта, перевозчики переходят на новую модель работы. Расскажите, пожалуйста, как пассажиру отличить добросовестную компанию от нелегального перевозчика?
С введением новых стандартов пассажирам стало проще отличить легального перевозчика даже по оформлению транспорта. Все городские автобусы выкрашены в один цвет – это очень заметный синий, также на всех автобусах размещен логотип «Московского транспорта». В салоне, независимо от вместимости (большая, средняя или малая), установлены валидаторы, которые позволяют оплачивать проезд городскими билетами и льготными картами. Но, к сожалению, переход перевозчиков на работу по госконтрактам не может полностью решить проблему так называемых «нелегалов», все-таки эта реформа преследует другие цели. После внедрения новых стандартов в городе останутся автобусы, курсирующие из Москвы в область и в другие регионы. Их «на глаз» уже не отличить – понять легальные они или нет, можно только после детальной проверки.
- В чем отличие нелегальных перевозчиков и чем поездки в таком транспорте опасны для пассажира?
Нелегальные перевозчики это совершенно неконтролируемый бизнес, который работает по своим законам. Основной интерес таких компаний – получение прибыли, а безопасность и комфорт пассажиров их интересуют в последнюю очередь. Водители таких автобусов часто «срезают» маршруты, игнорируют правила дорожного движения, набирают пассажиров больше, чем предусмотрено вместимостью транспорта, отказываются от оформления страховки пассажиров. В результате и аварии, и пострадавшие, и проблемы с взысканием ущерба. У официальных компаний другой приоритет – все для комфорта пассажиров. Государственный контракт, который они заключили, не оставляет им возможности работать по-другому. В контракте детально прописаны мельчайшие нюансы работы компании. В первую очередь, это соблюдение расписания, комфортный микроклимат в салоне, повышенные требования к безопасности и качеству сервиса.
- Как пассажир может определить, является ли перевозчик нелегальным? Куда он может сообщить о работе в его районе нелегального перевозчика?
Если с синими городскими автобусами все достаточно просто, то на маршрутах Москва – Московская область, на междугородних и межрегиональных маршрутах пассажиры должны обратить внимание на такие признаки как наличие номера маршрута и списка остановок. Кроме того в салоне обязательно должна находиться карточка, на которой написано название компании-перевозчика и указаны контактные телефоны руководителя.
Если у пассажира возникло подозрение, что в его районе работает нелегальный перевозчик, то он может обратиться в контакт-центр «Московский транспорт» по телефону +7 495 539-54-54, где операторы примут заявку, и сотрудники нашего учреждения начнут оперативную проверку.
- Расскажите, пожалуйста о том, как ГКУ "Организатор перевозок" борется с нелегальными перевозчиками? В чем сложность этой работы?
Мы боремся с нелегальными перевозчиками ежедневными проверками и штрафами. Сложность в том, что бизнес этот очень непредсказуемый – сегодня есть компания, которая нелегально обслуживает маршрут, завтра она закрылась, но вместо нее возникла другая, которая нелегально начала работать уже в другом районе. Проблематично не оштрафовать такую компанию, а просто отследить ее работу. Поэтому во всей Москве у нас каждый день работают «оперативные» группы, которые следят за порядком на маршрутах. Конечно, одновременно весь город охватить невозможно, приходится переезжать на новые точки, следить, что происходит там.
- За что можно оштрафовать перевозчиков?
- За пассажирские перевозки по маршрутам не зарегистрированным в Департаменте транспорта г. Москвы. Компания обязана предоставить данные автобусов, которые используются для перевозок по маршруту: регистрационный номер и так далее. Мы штрафуем перевозчиков за эти нарушения по статье 10.6 закона г. Москвы. Штраф для юридического лица составляет 500 тысяч рублей. При повторном нарушении – до миллиона. Штрафы за нарушения со стороны водителей разнятся от 1 тысячи до 4 тысяч рублей. А также есть штраф за нарушение трассы согласованного маршрута - санкции варьируются от 1 до 2 тысяч рублей.
Кроме того, водитель может быть оштрафован, если не выдал пассажиру билет. Но штраф там небольшой - от трехсот до одной тысячи рублей.
- То есть штрафы – это единственный способ борьбы с нелегальными перевозчиками? А что если компания отказывается платить?
- В этом случае штраф взыскивается принудительно, этим занимается служба судебных приставов. Они возбуждают исполнительное производство и применяют меры, оговоренные Федеральным законом об исполнительном производстве.
Если штраф не оплачен в течение 60 дней, сумма взыскания, согласно статье 20.25 КоАП РФ, удваивается. То есть если человеку за проезд по чужой социальной карте выписали штраф в размере 2,5 тысяч рублей, то по истечении 60 дней, ему придется платить уже 5 тысяч. Постановление об этом выносит суд. Если должник – физическое лицо, а не компания, судья может назначить административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
- Но есть ведь такие должники, которые и приставам отказываются платить. Как поступают с ними?
- Да, у нас есть такие злостные должники, в отношении которых выписано несколько постановлений. Среди них
ТК «Такси» - выписано 33 постановления на общую сумму 16,5 млн. рублей;
ООО «Такси 17» - 26 постановлений на 13,5 млн. рублей;
ООО «ТРАНСРОУД+» - 15 постановлений на 8,5 млн. рублей;
ООО "Белс-авто" - 13 постановлений на 7 млн. рублей.
ООО «ТРАНСРОУД» - 9 постановлений на 4,5 млн. рублей;
ООО «АВТОКЭБ» - 6 постановлений на 3 млн. рублей.
Данные организации ни по физическому адресу, ни по фактическому не существуют. Мы подали ходатайства об объявлении розыска и направили письма в прокуратуру и налоговую.
- А как устанавливается, что перевозчик – нелегальный?
- В ГКУ «Организатор перевозок» каждый сотрудник отвечает за свой участок работы. Одни - проводят рейды, фиксируют нарушения и по каждому составляют протоколы. А сотрудники нашего управления уже выносят решение об ответственности и направляют постановление на нарушителя.
- А какова динамика: нарушать стали больше или меньше?
- Если сравнивать с аналогичным периодом 2015 года, то нарушать перевозчики стали меньше, существенно увеличился процент добровольной оплаты штрафов, однако все еще остаются злостные нарушители, которые накапливают штрафы и не оплачивают их.