Московскому автобусу – 92! Почти вековая история развития этого вида городского транспорта воспета музыкантами, художниками и кинематографистами: многие модели, которые примут участие в Празднике Московского автобуса, являются по совместительству звездами популярных советских фильмов. Сегодня мы публикуем небольшой обзор, посвященный ретромоделям-знаменитостям, а увидеть их можно будет на Фрунзенской набережной 13 августа.
Наш первый экспонат – ЗиС-8. Старейшина московского автобусного парка. Один из первых массовых автобусов отечественного производства. Выпускался на Заводе имени Сталина с 1934 по 1941 год, эксплуатировался на маршрутах Москвы до 1951 года.
Легендарный ЗиС-8 фигурировал в фильме «Место встречи изменить нельзя».
Автобусы АКЗ-1 выпускались сразу после войны в 1947-48 годах на московском авторемонтном заводе «АРЕМКУЗ» с использованием элементов конструкции довоенных автобусов ЗиС-8 и ЗиС-16, пришедших в негодность в годы великой отечественной войны, и послевоенных грузовиков ЗиС-150.
Данный автобус можно встретить в фильме «Летят журавли».
Следующий экспонат – автобус «Рица». Впервые он был показан публике в 2015 году, после реставрации. Автобус ЦАРМ, больше известный как «Рица», можно назвать автобусом-кабриолетом. Он присутствовал во всех курортных городах СССР, можно сказать, был их визитной карточкой, да и назван он в честь известного всесоюзного курорта и озера в Абхазии.
Данную модель можно встретить в фильме «Мальчик и девочка» (1966).
Более современная модель – ЗиС-155. Автобусы данной модели выпускались с 1949 по 1957 годы, эксплуатировались в Москве до 1962 года.
Автобусы ЗиС-155 отлично показаны в фильме «Разные судьбы» (1956).
ЛиАЗ-158В был основным автобусом в городских автобусных парках Советского Союза и Москвы в 1960-х и начале 70-х годов.
Все помнят начало фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965)?
Родной и любимый – ЛиАЗ-677. Все хорошо знают и помнят этот городской автобус. Он выпускался с 1965 по 1991 год на Ликинском автозаводе. На маршрутах Москвы его можно было встретить до середины 2000-х годов. Это рекордсмен по надежности и срокам эксплуатации среди советских городских автобусов.
Про фильм можно сказать так же: родной и любимый – «Джентельмены удачи» (1971).
Последний автобус в данном обзоре – Икарус-280. Самый массовый автобус, пришедший на смену «Икарусу-180» в 1975 году, является и нашим современником. В 1989 году таких машин в автопарках Москвы было более 4 тысяч.
Его можно встретить в фильме «Карантин» (1983).
Все эти и многие другие экспонаты можно будет увидеть на Празднике Московского автобуса. Фрунзенская набережная, 13 августа, с 12 до 15 часов. Стоп, снято!