Со временем некоторые станции прекращают свою деятельность по целому ряду причин: одни из-за того, что компании становятся банкротами, другие – по причине ненадобности, третьи – в силу изменения транспортных предпочтений населения. В итоге эти объекты теряют свое предназначение и становятся заброшенными.
Так что же происходит с ними сейчас? Некоторые, как заброшенные станции в Нью-Йорке, пустуют до сих пор, другие начинают жить новой жизнью, превращаясь в различные культурные и развлекательные пространства. Если говорить о "сокращении, повторном использовании, утилизации", то эти 10 бывших железнодорожных станций являются примерами довольно креативного решения вопроса.
Благодаря Национальной компании французских железных дорог (SNCF) на месте нескольких заброшенных железнодорожных станций в Париже появились концертные залы, сады, бары и рестораны. Например, La Recyclerie - это ресторан, который был открыт на бывшей станции заброшенной железной дороги Petite Ceinture.
Это не единственный подобный пример во Франции. Так в концертном зале Grand Train, построенном на месте бывшего депо, в настоящий момент проходят выставки поездов, вечера живой музыки и другие мероприятия, также там располагаются различные рестораны и бары. Как сообщает The Telegraph, в планах - открытие в здании продуктового рынка и городской фермы.
В следующем году на месте еще одной бывшей ж/д станции откроется новое развлекательное пространство Le Hasard Ludique, включающее в себя бар, ресторан и концертный зал.
Lowline - это будущий подземный парк, строительство которого планируется на месте бывшей железнодорожной станции в Нижнем Ист-Сайде на Манхэттене.
Пространство площадью в 60 000 квадратных футов находится под улицей Delancey на месте транзитной станции, заброшенной уже 80 лет. Амбициозный проект предусматривает создание парка с естественным солнечным светом (который будут обеспечивать специальные оптические кабели и солнечные батареи) и разнообразием кустов и деревьев, которых так не хватает в Нью-Йорке.
Городская мэрия сообщает, что если проект, действительно, осуществится (его одобрили совсем недавно), то это будет первый в мире подземный парк.
Музей Орсе является одним из крупнейших художественно-изобразительных музеев в Европе. Здесь находится национальная коллекция французской живописи, скульптуры и фотографии – произведений в жанре импрессионизма, постимпрессионизма и модерна. Интересно, что здание музея, построенное Виктором Лалу, само по себе является шедевром в стиле модерн. Однако не каждый знает, что когда-то давно на месте музея располагался вокзал Gare d'Orsay, построенный для Всемирной выставки 1900 года.
К 1939 году стало очевидно, что короткие платформы вокзала слишком малы для длинных поездов, и он стал рассылочным центром во время Второй мировой войны. Несколько десятилетий спустя вокзал использовался в качестве съемочной площадки для нескольких фильмов, в том числе для фильма "Процесс" в 1962 году (режиссер Орсон Уэллс). Здание стало историческим памятником в 1978 году, а знаменитый музей был открыт в декабре 1986 года.
Железнодорожный вокзал Long Melford был открыт в 1865 году и функционировал более 100 лет до его закрытия в 1967 г. Как сообщает The Telegraph, затем он использовался в качестве автовокзала и собачьего питомника, а около 1994 г. ж/д станцию приобрели в собственность Анна и Марка Гадж. Супруги купили здание вокзала, платформу с залами ожидания и пространство, где находились непосредственно сами ж/д пути. Стоимость покупки составила $ 131 000. За 18 лет супружеская пара отремонтировала все помещения вокзала, построила дом с четырьмя спальнями, садом и бассейном. В 2012 году дом был выставлен на продажу (с начальной ценой около $ 648 000).
Как минимум на месте 5 заброшенных железнодорожных станций в районе Питтсбурга были построены рестораны. Итальянский ресторан DiSalvo's Station в Latrobe, штат Пенсильвания, до 1990 года был наземной ж/д станцией. Как сообщает Tribune-Review, посетители ресторана могут почувствовать атмосферу бывшей ж/д станции благодаря обстановке: старомодные чемоданы, сложенные возле бара, звук гудка приближающегося поезда и низкий потолок как в туннеле. Но лучше всего представить картину поможет небольшая железнодорожная станция, которая до сих пор работает над рестораном, и возможность поужинать в вагоне поезда, сохранившемся аж с 1901 года, правда, для этого необходимо предварительно зарезервировать столик.
В здании бывшего железнодорожного вокзала 19-го века в Берлине расположен музей современного искусства, "посвященный исключительно современному искусству с 1950-х гг. до настоящего времени". Гамбургский вокзал – это одна из самых старых ж/д станций в Германии. Правда, в качестве вокзала он не используется с 1884 года В 1906 году здесь открылся музей современного искусства, который пережил две перепланировки, бомбардировку во время Второй мировой войны и последующее за ней закрытие. После полной реконструкции здания, проходившей с 1990 по 1996 гг., музей снова открыт для посетителей.
Это великолепное здание в Сан-Паулу первоначально было ж/д станцией Julio Prestes, построенной около 1936 года для размещения штаб-квартиры компании Sorocabana Railway. Но к 1999 году, когда полное восстановление и ремонт были завершены, оно стало культурным центром Julio Prestes. Культурный центр находится в Сан-Паулу, вмещает 1498 зрителей, и именно здесь располагается Государственный симфонический оркестр Сан-Паулу. Как и другие подобные ему концертные залы в Бостоне, Вене и Амстердаме, концертный зал Julio Prestes построен в стиле так называемой «обувной коробки»: узкий зал с высокими потолками и длинными параллельными боковыми стенами, большая часть мест для зрителей расположена перед оркестром.
Union Terminal Цинциннати, в отличие от предыдущих станций, все еще функционирует в качестве железнодорожного объекта, но так было не всегда. Строительство вокзала Union Terminal шло с 1929 по 1933 год, его стоимость составила $ 41 млн. Что касается архитектуры здания, это действительно впечатляет: Union Terminal – «самый большой полукупол в Западном полушарии и один из самых ярких представителей стиля ар-деко». В 1972 году станция была закрыта, и лишь в 1991 году вокзал снова начал работать.
Большую часть территории занимают музей истории, детский музей, театр и библиотека. Однако в настоящее время в здании Union Terminal проходит ремонт, и многие из этих достопримечательностей временно закрыты.
Станция Дент, расположенная на знаменитой линии Settle to Carlisle, была открыта в 1877 г. Затем в 1970 году станция закрылась и вновь открылась уже в 1986 году, что технически означает, что она до сих пор используется в качестве железнодорожного объекта. На самом деле в день эту станцию проезжают менее 6 поездов. Тем не менее, как и Union Terminal Цинциннати, у станции Дент есть еще одно уникальное предназначение: здание станции на данный момент является резиденцией, в которой можно остановиться во время отпуска.
На веб-сайте резиденции Дент говорится о том, что это самая высокая магистральная станция Англии» (1,150 футов над уровнем моря). В здании три спальни, гостиная и кухня. Эта частная станция, из окон которой открывается потрясающий вид, находится примерно в пяти милях от деревни Дент.
Union Station – это центр транспортного узла Денвера, поэтому про здание вокзала, которому уже больше 120 лет, сложно сказать, что оно больше не является железнодорожным объектом. Но, как и с другими примерами из нашего списка, с этой станцией тоже связана целая история.
Станция Union Station была построена в 1868 году и являлась частью Денверской Тихоокеанской железной дороги. В течение многих лет станция активно функционировала, но во второй половине 20-го века из-за конкуренции между самолетами и автомобилями пассажиропоток станции заметно снизился. В конце концов, Union Station стала единственной станцией, которую проезжают всего два поезда в день.
С 1980-х по 2000 гг. были проведены ремонтные работы, добавлены автомобильные линии и пути для легкого ж/д сообщения. В 2004 году был одобрен амбициозный проект, предусматривающий полное переустройство пространства площадью 19.5 акров, а в 2012 году завершилась реконструкция здания вокзала. В целом на перепланировку станции было потрачено 500 миллионов долларов. Летом 2014 года здание вокзала Union Station снова открылось, теперь на его территории также расположен отель The Crawford Hotel, несколько ресторанов и магазины.