В путешествиях на поезде существует определенная романтика. Ритмичный стук колес, покачивание вагонов, быстро меняющиеся пейзажи. На ум сами собой приходят фильмы «Шпион, который меня любил», «Поменяться местами» или классический «В осаде 2». Ладно, возможно, это и не лучшие примеры. Но я уверен, что есть и другие.
Мое пятинедельное путешествие по Японии подходило к концу, и мне нужно было добраться из Нагасаки на юге в Токио на северо-западе. К моему удивлению, оказалось, что билет на поезд стоит в два раза дешевле, чем на самолет, поэтому выбор был очевиден.
Итак, чуть более двух часов заняла у меня поездка на региональном поезде из Нагасаки до станции Хаката в Фукуоке, затем была пересадка на могучий «Синкансэн», который на высокой скорости пронес меня по островам Кюсю и Хонсю. И наконец я спустился в лабиринты метрополитена Токио.
Вот как это было.
Все на борт
Нагасаки — небольшой город по японским меркам. По улицам грохочут трамваи. В порту стоят большие и маленькие корабли. У берегов покоится Гункандзима, похожий по очертаниям на военный корабль, — заброшенный город-остров, где когда-то плотность населения была признана самой большой за всю историю. Мне нужно было возвращаться в Штаты, но чтобы попасть туда, сначала я должен был оказаться в Токио.
Покупка билета проста: нужно выбрать пункт назначения и место, и заветная бумажка уже у вас в руках. В компьютере есть вся информация о направлениях и компаниях. Я раскошелился и выбрал Зеленый вагон — по сути, бизнес-класс.
Хотя «Синкансэн» и ездит на острове Кюсю, в Нагасаки он не заходит, поэтому сначала я сел на электропоезд до станции Хаката в Фукуоке. Зеленый вагон оказался очень стильным с его деревянными полами и хромированной фурнитурой. Я сидел в хвосте поезда рядом с отсеком для машиниста, который занимал четверть вагона.
Точнее, так я думал вначале. Перегородка была сделана из матового стекла. Через час после начала поездки я оглянулся и был потрясен, увидев кабину водителя и виды, открывающиеся из его окна. Умное стекло! Круто!
Поезд шел со средней скоростью для всех новейших электропоездов в мире — примерно 130 км/ч.
Я заснул.
«Синкансэн»
Я не успел хорошенько рассмотреть станцию Хаката, зато мне хватило времени, чтобы найти туалет и купить ланч. Японцы гордятся точностью своих поездов, и не зря. Они редко опаздывают на секунды, не говоря уже о минутах. Поэтому 10 минут для пересадки — это довольно много, учитывая, что вокзал не очень большой. Надписи на всех указателях дублируются на английском, что здорово помогает ориентироваться. Действительно, вся транспортная система очень удобна для туристов.
Мой поезд прибыл, и мне удалось запечатлеть, как он подъезжает к платформе (очень боялся, что снимок для статьи не получится).
Это был поезд серии N700. Кресла Зеленого вагона были большими и мягкими. Внутрь зашло лишь несколько пассажиров, но поскольку я приезжал в Токио почти в час-пик, делая остановки в Осаке и Нагое, у поезда было много времени, чтобы заполнить все места.
Поезд тронулся. Разгон был резким, но мало отличался от других поездов. Тишина — вот что было другим. Слышался какой-то механический шум и свист ветра, но как будто вдалеке. Ход был гладким, как и должно быть у поездов. Никаких громыхающих и неровных швов, которые встречаются на других путях. Кажется, что рельсы «Синкансэн» сделаны из одного гладкого куска стали. Большинство железнодорожных путей в тех странах, где я был (от Китая до Италии и США), — просто XIX век по сравнению с Японией.
Для обеспечения безопасности большинство путей «Синкансэн» отделены от окружающих деревень и городов. Высокие звукопоглощающие заборы ограничивают вид большую часть времени. Когда другой «Синкансэн» мчался навстречу, его ВУУХ пугало меня первые несколько раз, особенно если уесть, что его относительная скорость равнялась 571 км/ч.
Я поднес мой телефон к окну, и он, обнаружив GPS-спутник, смог вычислить мою скорость — 282 км/ч. Некоторые поезда на определенных участках пути могут разгоняться до 320 км/ч.
Я решил осмотреть мое кресло. Оказалось, что у него есть подогрев сидения, лампочка и даже розетка. Кресла были удобными, но слегка безвкусными. У поездов поновее и кресла симпатичнее.
Соседний вагон был стандартным. В отличие от Зеленого вагона с двумя рядами кресел по два, здесь в ряду было три кресла. Несмотря на это, тут все равно было приято, гораздо приятнее, чем в любом салоне самолета. Все-таки «Синкансэн» на порядок выше «обычных» поездов в Японии.
Через несколько часов мы подъехали к Осаке, преодолев 611 км за чуть большее время, чем то, которое потребовалось региональному поезду на дорогу в 153 км. Затем города и остановки быстро сменяли друг друга. За великолепным Киото и Железнодорожным музеем Киото следовала Нагоя с его Автомобильным музеем Toyota.
Потом мы прибыли в Токио, но мне предстояло прокатиться еще на нескольких поездах до моего хостела. После 5 вечера в метро было многолюдно, но не так сильно, как этого можно было ожидать. Известные на весь мир толпы в токийском метро не встретишь на каждой станции и каждой линии. Кстати, множеством линий подземки управляют две компании.
Прибытие
Наконец я приехал на станцию Асакуса и добрался до своего хостела. Удивительно, но за восемь часов на самолете я бы устал гораздо больше. Скорее всего, причина моей бодрости — большие удобные кресла, свобода перемещения по салону и, конечно, нормально циркулирующий воздух.
Я бы не назвал себя фанатом поездов, но я обожаю машины и механизмы, а «Синкансэны» — замечательные машины. В целом, это был отличный способ увидеть сельскую местность Японии, пусть даже на скорости 282 км/ч.