Для местных жителей велосипед также является самым удобным видом транспорта. Он имеет несомненное преимущество перед автомобилем своей проходимостью по узким городским улочкам и набережным. Да и припарковать байк намного проще. Поэтому голландцы ездят на своих железных конях в любую погоду и в любой одежде. Наш корреспондент побывал в Амстердаме и собрал для вас несколько интересных фактов об этом городе велосипедистов.
По официальной статистике Амстердам является самым «велосипедированным» городом Европы. На 825 тысяч жителей приходится около 900 тысяч велосипедов. При этом у голландцев они не пылятся на балконах, а используются как основной вид транспорта. По самым скромным подсчетам властей ежедневно на улицы города выезжают около 400 000 велосипедистов. В среднем по стране железных коней также зафиксировано больше, чем людей - 18 миллионов против 16ти.
Это при том, что площадь Амстердама составляет всего 220 кв.км. Так как на велосипедах передвигается большая часть жителей, велодорожки есть на каждой крупной улице. Развито в Нидерландах и велосипедное сообщение между городами. Общая протяженность велодорожек в Нидерландах — 15 000 км. Нужно отметить, что климат Голландии более приспособлен для круглогодичного велосипедного движения. Снег здесь – редкое явление.
Движение велосипедистов в Амстердаме очень интенсивное. Средняя скорость их движения составляет 20 км/час. При этом нередки случаи ДТП как с участием пешеходов, так и с участием неопытных велосипедистов (обычно туристов). В связи с этим власти запретили велосипедистам въезжать на площади, в некоторые парки и пешеходные зоны, где велико столкновение с пешеходами. Штраф составляет 75 евро.
Покупая велосипед, москвич, прежде всего, думает о том, где он будет его хранить. Житель Амстердама об этом не думает. Велосипеды хранятся во дворе, пристегнутые к забору или дереву, или на специальной велопарковке. Так как на велосипеде амстердамцы ездят везде: на работу, на свидание, на вокзал или в аэропорт, то в местах массового скопления людей приходится строить огромные, по нашим представлениям, даже гигантские велостоянки. Знаменитая парковка Fietsflat у здания Центрального вокзала может вместить в себя 2500 велосипедов и насчитывает 4 уровня. При этом место на ней всегда найти непросто.
Говорят, что корни этой традиции уходят во времена создания первого канала. Когда молодому человеку исполняется 18, он выбрасывает свой велосипед в канал. Хотя теперь это скорее что-то вроде игры: молодые люди устраивают соревнования, кто дальше закинет свой велосипед. Однако если за этим занятием их застанет полиция, то велометателя тут же арестуют. Городские власти несут большие убытки от этой традиции. Создана специальная служба, которая тоннами вытаскивает железных коней из канала, чтобы они не помешали судоходству.
Голландцы используют велосипед для похода в магазин, дальних поездок за город, прогулок с детьми, а также для всевозможных видов доставки. Очень распространены различные приспособления для велосипедов, с помощью которых один взрослый может провести на своем байке 3-4 детей.
Также в Амстердаме есть велосипедное такси, которое ездит даже в аэропорт. Мороженщики и почтальоны также предпочитают перемещатьсяя здесь на велосипедах. Есть в Амстердаме и велобар, все посетители которого крутят педали, сидя за стойкой.
Жители Голландии садятся за руль железного коня в довольно раннем возрасте, а затем уже редко с ним расстаются, что положительно влияет на их здоровье. Согласно исследованию, проведенному в Нидерландах, езда на велосипеде в течение одного часа продлевает жизнь среднестатистического велосипедиста на то же самое время.