Развитие каршеринга в Москве

11.08.2020

Сегодня хочу поговорить с вами о безопасности, но на этот раз — не в рамках пандемии. Как и обещал, я расскажу о своём видении развития каршеринга в Москве. И один из главных факторов этого развития — повышение требований к безопасности.

Вокруг вас, как и среди моих знакомых, наверняка есть люди с очень разными позициями на тему каршеринга. Дело в том, что такие сервисы — довольно новое явление для всей нашей страны, которое в Москве уже не вызывает большого удивления, но все еще становится поводом для дискуссии, например о том, насколько безопасен каршеринг.

 Существует очень большая разница в подходе каршеринговых компаний к своим клиентам: некоторые компании разрешают использовать свои машины водителям со стажем минимум 2 года, а некоторые почти не накладывают никаких ограничений. Часто из-за возрастного фактора меняется и цена аренды: меньше опыт вождения — пользователь платит больше. Получается, что водители с маленьким стажем ездят на тех же автомобилях по тем же улицам, но платят чуть больше. В итоге для них нет никаких существенных ограничений. И, к сожалению, в случае аварий, стоимость аренды уже никакого значения не играет.

 Я абсолютно поддерживаю свободные рыночные и конкурентные отношения, но они не должны влиять на реальную безопасность водителей, пассажиров и пешеходов. Приведу несколько цифр: показатели аварийности в Москве с автомобилями каршеринга уже выросли: число погибших в ДТП за 6 месяцев 2020 года на 20% больше чем за такой же период 2019 года. И это при том, что несколько месяцев каршеринг вообще не был доступен из-за ограничений режима самоизоляции. Более того, статистика показывает, что в отношении других миллионов обычных автомобилистов в Москве мы заметили снижение количества погибших за тот же период — падение на целых 16%!

 Но как с этим бороться? Самое главное — определить и закрепить базовые стандарты безопасной работы каршеринга, в первую очередь, на федеральном уровне или передать полномочия по установлению таких стандартов региональным властям. Взвешенные требования к водителям каршеринга, при которых учитывается их опыт и история водительской «жизни» должны стать обязательной нормой. Ведь очевидно, что это пойдет на пользу всем сервисам каршеринга — люди будут охотнее ими пользоваться, а отношение к ним намного улучшится.

 Сегодня в Москве около 27,5 тысяч машин краткосрочной аренды, из которых около 1000 — премиального класса. До начала пандемии было доступно 33,7 тысяч автомобилей, а потом произошло сокращение, которое связано со «списанием» части старых машин, перемещением в другие регионы страны части тех, что использовали более 3-4 лет и закрытием двух небольших компаний аренды. Но и этого количества машин жителям кажется много, особенно, если речь идёт об их дворах и улицах с парковочными местами.

 Нам поступает много жалоб от москвичей на то, что часто каршеринг «забивает» парковку у их дома, и жителям совсем не остаётся парковочных мест. При этом, кстати, арендные автомобили ставят такие же жители и имеют на это право. Поэтому предлагаю для решения этой проблемы совместно с компаниями каршеринга обсудить следующие изменения:

Часть парковок, где места занимают, в основном, местные жители (более 80%) могут быть исключены из «льготного» абонемента для операторов каршеринга, и там можно будет оставлять арендную машину только за действующий для всех тариф. Для пользователей сервиса такая парковка останется бесплатной. У резидентов-местных жителей остаются свои обычные льготы на свои личные автомобили. 

А через 1-2 года необходимо будет предусмотреть время действия «льготного» абонемента на занятие парковок. Например, не более 1,5-2 часов нахождения на одном месте. Это поможет стимулировать компанию каршеринга быстрее «отдавать» машину и не занимать парковку надолго. 

Скажу и о поддержке каршеринга. Начиная с 2015 года Мэром Москвы принята программа постоянной и адресной поддержки компаний аренды: это льготный абонемент на парковку, субсидии на выплату процентов за лизинг или кредит на новую машину, произведённую на территории РФ.

Меры поддержки сегодня особенно актуальны, после ограничений из-за коронавируса: если в феврале 2020 года одним автомобилем аренды пользовались, в среднем, около 7-8 раз на машину за день, то уже в июле 2020 количество пользователей снизилось до 6. 

Какие перспективы у каршеринга в Москве на ближайшие несколько лет? Думаю, что количество доступных к прокату машин будет расти в среднем на 2-3 тысячи автомобилей в год, а в день одной машиной будут также пользоваться около 7-8 человек. Поэтому Правительство Москвы точно сохранит скидки на парковочный абонемент для каршеринга. 

Хочу напомнить, что Центр организации дорожного движения продолжает получать треки по передвижению всех автомобилей краткосрочной аренды. Однако хочу ещё раз отметить, Дептранс не получает персональные данные пользователей. 

Жители Москвы уже сейчас могут оценить плюсы от внедрения в городе сервисов каршеринга. Многие из них получили дополнительную возможность выбора. Все города мира традиционно относят автомобили краткосрочной аренды к cистеме городского транспорта, и по нашим оценкам, уже сегодня около 100 тыс. личных автомобилей не выезжает ежедневно на дороги Москвы после появления сервиса аренды. 

Кстати, мы долго думали над неким поощрением тех москвичей, которые отказались от автомобиля в пользу каршеринга насовсем. Поэтому мы хотим придумать бонус для тех, кто переходит с автомобилей на каршеринг и общественный транспорт. Например, бонусы на карту «Тройка» или новые скидки на использование разных видов Московского транспорта? Это действительно сложное решение, по которому я хотел бы услышать ваше мнение.

Поэтому присылайте ваши идеи по развитию каршеринга Москве, по традиции, нам в @to_deptrans_bot