29 декабря 2021

Скромная сокровищница Саксонии

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко. 


Улицы уютного Дрездена наполнены памятниками архитектуры и всемирно известными музеями. Один из них – Verkehrsmuseum Dresden (Дрезденский Музей транспорта) – хранит историю промышленной славы Германии. Несмотря на небольшие размеры здания, его экспозиция представляет даже водные и воздушные виды транспорта. Небольшая прогулка по дрезденскому музею транспорта в нашей заключительной колонке 2021 года. 

Фото: www.kulturreise-ideen.de.

Перед тем как войти в музей, на минутку задержитесь и посмотрите на здание. Уникальное строение в стиле ренессанс – самый настоящий дворец для исторического транспорта. На самом деле королевский дворец рядом, а это не менее помпезное здание изначально являлось конюшнями, пристроенными к высочайшим покоям курфюрста Саксонии Кристиана Первого. 

Возвели бывшие конюшни в 1586-1589 годах, на сегодняшний день это одно из старейших зданий Дрездена и, пожалуй, самая старая постройка мира, используемая в качестве дома для экспонатов технического музея. 

За прошедшие столетия здание не раз перестраивалось. В 1730 году ему нарастили второй этаж и пристроили к фасаду парные «английские» лестницы. В период 1872-1876 годов очередной король Саксонии Иоганн повелел еще раз приукрасить здание, именно тогда оно приобрело скульптурные композиции на фасаде. Иоганн слыл страстным коллекционером оружия, доспехов, предметов быта своего края, и пожелал познакомить со своим собранием подданных, организовав один из первых в мире общедоступный исторический музей. В честь монарха-просветителя здание и коллекция получили прозвище Йоханнеум.

В феврале 1945 года здание музея попало под налет авиации союзников и могло быть стерто с лица земли. Тогда был разрушен практически весь центр города, восстановление которого продолжалось вплоть до XXI века. Йоханнеум серьезно пострадал, внутренние помещения выгорели целиком. 

Историческая железнодорожная техника в помещении средневековых королевских конюшен. Фото: www.dresden-online.de.

В начале 1950-х годов ученая общественность местного технического университета обратились в Министерство транспорта ГДР с просьбой организовать в Дрездене транспортный музей. В первую очередь их волновала судьба богатейшей коллекции бывшего Саксонсого железнодорожного музея, чье собрание хранилось на территории дрезденского грузового депо в годы войны. Необходимо было найти новый дом для хранения и экспозиционирования ценных экспонатов.

Обращение услышали, и с 1954 года начались работы по восстановлению бывшего исторического музея Дрездена, чтобы превратить его в Музей транспорта. Пространство бывших конюшен открывалось для публики постепенно, по этапам восстановления здания. Окончательно работы завершились только в 1968 году. 

Расположенное в сердце исторического Дрездена здание было не столь велико чтобы вместить все локомотивы и вагоны коллекции, чье количество превышало сотню экземпляров. Поэтому полноценных подвижных составов в самом музее вы увидите немного – несколько единиц, зато это одни из самых ценных образцов  железнодорожной техники на всей территории Германии. Остальная часть собрания  по-прежнему базируется на территории местного депо, ее можно увидеть на открытых мероприятиях, часть экспонатов временно передана для показа в другие железнодорожные музеи. 

Образцы техники представленные уменьшенными макетами. Фото: www.readyforboarding.pl.

Чтобы обозначить важность рельсовой техники в собрании Дрезденского Музея транспорта обратимся к истории. Именно Саксония стала первой землей Германии, где построили и запустили магистральную железную дорогу, соединившую крупнейшие города региона (Лейпциг и Дрезден).

Движение открыли в апреле 1839 года, а строили и эксплуатировали «чугунку» англичане – новаторы и монополисты в совсем новом железнодорожном бизнесе. Еще до завершения работ на будущей саксонской магистрали местный инженер Андреас Шуберт построил первый немецкий паровоз, надеясь что зарубежные концессионеры позволят именно отечественному локомотиву открыть движение. Инициативу Шуберта не допустили, немецкий паровоз пошел во вторых рядах вслед за английскими. До наших дней оригинал постройки Шуберта не дошел, потерявшись еще в середине XIX века. Но в Дрезденском музее транспорта с 1985 года экспонируется его точная и полностью работоспособная копия.

А еще в музее вы увидите уникальный сохранившийся в комплектном состоянии паровоз «Мульденталь» 1861 года, роскошный вагон-салон принцессы Саксонской 1885 года, первые электровозы начала XX века и редкую узкоколейную технику. 

Зал авиации начинает рассказ с самых первых попыток человека подняться в воздух. Фото: robertschroepferdotcom.files.wordpress.com.

Автомобильными экспонатами залы музея пополнились только в 1970-х годах. Среди экспонатов коллекции самый старый автомобиль постройки саксонских земель – паровик 1896 года конструкции Густава Адольфа Шёхе (владельца первой в Дрездене велосипедной фабрики).

В музее представлен и прототип первого автомобиля марки Wanderer, сделанный в 1904 году. Эта фирма вместе с тремя другими, Аudi, Horch и DKW, вошла в 1932 году в саксонский концерн Auto-Union – лидер германской автопромышленности довоенный поры. Но после окончания боевых действий Саксония перешла под советскую юрисдикцию и от прежних известных марок не осталось почти ничего. Некоторые модели пытались выпускать на основе довоенных разработок: седан IFA-F9, который копировал не запущенный в серию довоенный DKW. В середине 1950-х даже была идея возродить Horch, но в итоге все эти старания вернуть былое величие завершились производством автомобиля для народа – всем известного «Трабанта».

Автомобильной коллекции было тесно в стенах средневекового здания. При последней реконструкции их перенесли на стальную рампу, вознесенную под потолок. Фото: tourister.ru.

В стенах Дрезденского Музея транспорта представлено много известных экземпляров и восточногерманского автопрома: EMW, то есть восточногерманский BMW, не осуществленный проект хэтчбека «Вартбург» 1970-х годов, мототехника «Симсон» и MZ.

Нашлось место даже для «Фольксвагена-Фаэтона» – фиаско уже постсоветского периода. Затея с  выпуском роскошных седанов народной марки на так называемой «Стеклянной мануфактуре» в Дрездене не нашла понимания у покупателей.

Авиационная и водная часть экспозиции гораздо скромнее железнодорожной и автомобильной. Несколько реконструкций летательной техники эры завоевания воздуха, макеты кораблей, ходивших в разные времена по реке Эльбе. Натурные экспонаты  в этих областях транспорта весьма габаритны, а почти 500-летние площади музея наполнены экспонатами текущей коллекции.  

Зал судоходства в форме корабельных обводов. 

Музею отчаянно не хватает площади бывших конюшен (5000 кв.м экспозиционного пространства) для расширения коллекции. Недавняя реконструкция здания позволила лишь отчасти поправить ситуацию, но в основном свелась лишь к иной расстановки экспонатов. Автомобили и мотоциклы переместили на возведенный железный мост под высоким потолком. Частью коллекции даже пришлось пожертвовать, убрав отдельные экспонаты в обширные запасники музея, чтобы освободить пространство под образовательное и развлекательное наполнение с симуляторами кокпита самолета, капитанским мостиком корабля, стендами, разъясняющими подъемную силу.

К сожалению, постройка нового здания для впечатляющего собрания Дрезденского Музея транспорта в очередной раз перенесена на неопределенный срок. С 2006 года музей переведен с государственного обеспечения в ранг некоммерческой организации с полным самообеспечением. За год Йоханнеум посещает примерно 200 тысяч человек, продажа билетов приносит около 40 процентов дохода. Остальное финансирование формируется из пожертвований и сдачи части помещений под отель. В связи с этим обсуждение вопроса о новом современном просторном доме для исторического транспорта в Дрездене возобновится только в 2025 году.

Нам по пути! 

Сайт Музея Транспорта Москвы