Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Поклонники электротранспорта часто посещают Санкт-Петербург. Ведь именно трамвай северной столицы создает непохожую на другие транспортную систему. В этом году он отмечает 115 лет.
Фото: www.spb.mk.ru.
С одной стороны, столица Российской Империи получила электрический трамвай заметно позже Москвы и некоторых других городов государства. С другой – именно в Санкт-Петербурге родился трамвай как таковой, причем в мировом масштабе. Еще в 1880 году инженером Федором Пироцким был переоборудован на электрическую тягу старый вагон конки. Эксперимент прошел с большим успехом, им заинтересовался сам Карл Сименс, который год спустя по следам Пироцкого запустил первый в мире трамвай на постоянной основе в Берлине. А питерским улицам пришлось ждать своего электрического трамвая еще долгих 27 лет, пропустив вперед Киев, Нижний Новгород, Москву и ряд других городов.
Изобретатель трамвая Федор Пироцкий и его детище. Ток к электромотору у его вагона передавался через рельсы. Фото: www.moi-goda.ru.
Причина столь долгой задержки объяснялась контрактом города с владельцами конно-железных дорог, которые функционировали в Петербурге с 1863 года. Конка должна была быть единственным общественным транспортом, и только при этом условии её владельцы обязывались безвозмездно передать свой бизнес во владение города по истечении 40 лет.
Но выход нашелся, и трамвай появился в Петербурге заметно раньше. Согласно договору, конкам принадлежали только улицы. А если трамвай запустить по льду замерзшей Невы? Уже в 1895 году такой проект был осуществлен, и электрические трамвайчики, переделанные из вагонов конки, побежали по рельсам, уложенным на Неву. Ледовый трамвай просуществовал 15 лет и успешно работал каждую зиму вплоть до 1910 года. Когда по мостам уже поехали полноценные трамваи, дождавшиеся истечения городского контракта с конкой.
Суровые зимы тех лет позволяли эксплуатировать трамваи на льду с января по март. Фото: www.pikabu.ru.
Но работа по внедрению трамвая на петербургские улицы началась раньше, чем первый приводимый электричеством вагон заменил конку на маршруте от Дворцовой площади на Васильевский остров. Это знаменательное событие произошло 29 сентября (по новому стилю) 1907 года, и именно эта дата считается днем рождения трамвая Санкт-Петербурга.
В отличии от Москвы, где электрический транспорт внедрялся осторожно и постепенно, в Петербурге под него развернулась масштабная реконструкция городского хозяйства, чтобы сразу после запуска максимально охватить существующие направления и проложить новые.
В проект изначально заложили центральную трамвайную электростанцию, пять разбросанных по городу тяговых подстанций, три трамвайных парка (два реконструировали из коночных, один возвели заново), а также заказали из Англии 190 вагонов фирмы «Браш». Еще одна деталь – так как город на Неве имеет массу переправ над водой, то под запуск трамвая реконструировали 65 мостов через реки и каналы, опасаясь что прежние сооружения не выдержат веса нового вида транспорта.
Уже через полтора года после начала движения трамвайное хозяйство Петербурга представляло собой серьезное предприятие, в котором работало 385 моторных и 115 прицепных вагонов. Причем новые поставки подвижного состава осуществляли в основном отечественные предприятия.
Английские вагоны «Браш» проработали в городе вплоть до 1960-х годов, но до наших дней не сохранились. Поэтому в 1982 году была построена реплика первого трамвая Петербурга. Фото: www.ttransport.ru.
Питерский трамвай и Московский хоть и братья, но очень разные. Все отличия в итоге сделали питерский трамвай уникальной системой городского транспорта.
Во-первых, начиная с середины 1920-х годов, основную массу трамваев в Ленинграде-Петербурге составляли модели собственного производства: непохожие ни на какие другие вагоны. Вначале за их выпуск отвечал Путиловский завод, потом местный вагоноремонтный, а сейчас филиал компании «Транспортные системы».
Приверженность ленинградцев к собственным вагонам оказалась столь сильной, что в начале 1960-х годов они даже отвергли чехословацкие «Татры», которые на долгие годы превратились в идеал для многих других городов СССР, включая Москву. Одно время, с середины 1960-х и по 1982 год, в Ленинграде не было никаких других трамваев кроме тех, что построены здесь же. Про каждую модель ленинградского трамвая можно рассказать отдельную историю, но мы ограничимся народными прозвищами: «Американка» (ЛМ-33, ЛП-33), «Слон» (ЛМ-47, ЛП-47 и ЛМ-49, ЛП-49), «Стиляга» (ЛМ-57), «Аквариум» (ЛМ-68), «Машка» (ЛМ-68М). За каждым прозвищем скрывалась характерная особенность вагонов: «Американка» – сделана по американскому образцу, «Слон» – крутолобый и тяжелый на ход, «Стиляга» – модный красавчик, «Аквариум» имел обильно застекленный салон, «Машка» – букву «М» в индексе.
Вагон ЛМ-68 прозвали «Аквариумом» за бесчисленное количество стеклянных элементов. Фото: www.transphoto.org.
А еще, в отличие от Первопрестольной, в Санкт-Петербурге сразу после открытия сети стали формировать составы из двух вагонов: моторного и прицепного. Это объяснялось большим пассажиропотоком, так как город тогда являлся столицей и первым в Империи по численности населения.
В 1930-е годы длина трамвайных поездов увеличилась до трех и даже четырех вагонов (метро в Ленинграде появилось только в 1955 году и всю тяжесть перевозок в трехмиллионном городе на своих плечах перевозил трамвай).
Временное отсутствие мощной альтернативы в виде подземки позволило ленинградскому трамваю избежать критического отношения к нему в конце 1940-х годов. Даже после запуска метро трамвай не сдал своих позиций, так как подземный транспорт дотягивался до совсем небольшого количества густонаселенных жилых массивов. Поэтому все следующие вагоны ленинградского производства вновь проектировались под двойные, а то и тройные составы.
В 1966 году Ленинград стал первым городом СССР, в котором появились вместительные сочлененные трамваи собственной постройки, а через 20 лет начался их массовый выпуск. Больше того, в 1989 году даже появился трехсекционный вагон-гигант ЛВС-89, который за свою длину в 30 метров удостоился попадания в «Книгу рекордов Гиннесса».
30-метровый ЛВС-89. Фото: www.transphoto.ru.
Объяснение приверженности Ленинграда, а потом и Санкт-Петербурга к громадным трамвайным поездам было простое: трамвайная сеть вплоть до середины 2000-х годов продолжала опоясывать весь город, и в отличие от Москвы метрополитен в Северной столице смог обогнать трамвай по количеству перевезенных пассажиров только в конце 1980-х годов.
Связующие звенья трамвайной системы сохранились до сегодняшних дней: сделав несколько пересадок на трамвае, Санкт-Петербург по-прежнему можно пересечь насквозь.
Плюс, в городе работает туристический маршрут, где используются вагоны, стилизованные под легендарную «Американку» 1933 года, существует крупнейший в России музей электротранспорта, а на востоке Питера функционирует уникальная система «частный трамвай», где используются самые совершенные в городе вагоны белорусско-швейцарского производства.
И судя по тому, что жители Санкт-Петербурга не собираются отказываться от рельсового транспорта, мы по-прежнему можем считать город столицей российского трамвая.
По туристическому маршруту ходят вагоны, стилизованные под исторический ЛМ-33. Фото: www.electrotrans.spb.ru.
Нам по пути!