Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
На днях исполнилось 170 лет со дня рождения легендарного Владимира Григорьевича Шухова. «Человек-фабрика», «русский Леонардо» и «русский Эдисон» — к заслуженной славе Владимира Григорьевича добавляли самые разные эпитеты, ведь многогранность его талантов не имела пределов. Но мало кто знает, что по одной из недоказанных пока теорий именно Шухов стал автором металлических конструкций гаража на Новорязанской улице, д. 27, где в 2024 году откроется Музей Транспорт Москвы. Так или иначе в сегодняшней статье расскажу о творческом пути легендарного архитектора.
Фото: www.rs.rbth.com
Для обывателя главные творения Шухова — это его знаменитые гиперболоидные башни. Самая знаменитая — Шаболовская, возведенная в 1922 году как радиомачта, она впоследствии стала символом отечественного телевидения. Но это будет уже сильно позже эпохи великого мастера. Сам Шухов скончается в 1939 году, в возрасте 85 лет.
Наследие Шухова мы можем видеть и изучать по всей территории нашей огромной страны. Одних только гиперболоидных башен, символов русского индустриального авангарда, было возведено более двух сотен. Они исполняли роль маяков и водонапорных башен, опор линий электропередачи и мачт военных кораблей. Из них примерно десятая часть дожила до наших дней, доказывая своим примером точность расчетов мастера.
Знаменитые башни — это апофеоз многогранной творческой карьеры Шухова, его символ и талисман. Говорят, что принципы построения стальных сетчатых шедевров Владимир Григорьевич подсмотрел на лекциях по человеческой анатомии, когда в свободное от прочих занятий время посещал лекции Военно-Медицинской академии.
Интерес к изучению всего и вся у него проявился еще в раннем детстве. Будущий инженер научился читать в четыре года, увлекся астрономией в семь, а на домашнем ручье родительского поместья в Грайвороне Курской губернии сам построил миниатюрную водяную мельницу.
Шухов старался стать лучшим в любой области, которая его интересовала. Например, увлекшись велосипедом, он в итоге стал чемпионом Москвы по велоспорту. Фото: www.eg.ru.
В 13 лет юный Шухов поразил учителя собственным доказательством теоремы Пифагора. С такими талантами путь в большую науку для него была открыт. Шухов не просто поступил в престижное Императорское Московское техническое училище (ныне знаменитая Бауманка), он получил полное государственное обеспечение на учебу.
Уже в стенах этого заведения Владимир Григорьевич создал свое первое изобретение — безопасную форсунку для питания паровых котлов мазутом. В качестве поощрения Шухова в 1876 году отправили на Всемирную выставку в США, где он нашел своего долговременного работодателя — русско-американского инженера Александра Бари.
Вплоть до самой революции Шухов будет главным действующим лицом конторы инженера А.В. Бари, а паровые котлы его конструкции с питанием мазутом — визитной карточкой фирмы. Тысячи шуховских паровых монстров будут трудиться по всей России, вплоть до гигантов Императорской флота — броненосцев «Потемкин» и «Златоуст».
Передовой паровой котел разработки Владимира Шухова получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Фото: www.smartnews.ru.
В то время нефть и сталь увлекают Александра Бари. Он понял, что пока еще бросовое «черное золото» вскоре начнет повелевать цивилизацией. Через знакомых Бари вышел на Людвига Нобеля, владельца единственных разведанных в России нефтезапасов в районе Баку.
Технологии нефтедобычи на тот момент были совсем примитивны. С места откачки на перегонный завод нефть везли в бочках, хранили в ямах под открытым небом, и изменить эти методы был призван выписанный из Петербурга Владимир Шухов.
Можно сказать, именно он заложил современные принципы нефтегазовой отрасли. Не верите? Считаем. Шухов разработал проект первого в России нефтепровода — раз. Предложил хранить нефть не в земляных ямах, а в цилиндрических стальных резервуарах его собственного проекта — два. Выдвинул идею перевозки нефти по воде в специальных судах — танкерах — это три.
Наконец, еще одно изобретение Шухова касалось подъема нефти с глубины — он задумал использовать для этого сжатый воздух. Сейчас эти решения используются повсеместно и даже трудно представить, что за ними стоит гениальная личность всего одного человека — Владимира Шухова.
Шухов еще в 1885 году спроектировал первые в мире нефтеналивные суда: максимально плоские для получения большего объема при минимальной осадке, а их стандартизированная конструкция позволяла ускорить процесс постройки. Фото: www.saratov.bezformata.com
И это не говоря про технологию термокрекинга нефти, позволившую получать из добываемого сырья бензин и мазут в промышленных масштабах. Патент на подобную систему Шухов получил еще в 1891 году. А в 1931 году в советском Баку был запущен первый большой нефтеперегонный завод, построенный по принципам Владимира Григорьевича.
К тому моменту Шухов пребывает в статусе живого классика, члена многочисленных комиссий, корреспондента Академии наук и прочего. За его спиной, помимо многочисленных башен, паровых котлов, артиллерийских установок и морских мин собственной конструкции, целый ряд знаковых работ в области несущих конструкций.
Интерес к железным балкам и прочим передовым перекрытиям зданий перешел к Шухову от того же Александра Бари. Тот отвечал за сооружение стальных конструкций на Всемирной выставке в Филадельфии, а Шухов заявил о себе на Нижегородской промышленно-художественной выставке 1896 года.
Башня-гиперболоид и павильон, возведенные по чертежам Шухова на выставке в Нижнем Новгороде. Фото: www.прdzen.ru
Для этого мероприятия Шумов разработал и построил восемь павильонов с первыми в мире сетчатыми и мембранными стальными перекрытиями.
Необычные конструкции сразу привели к множеству заказов — c той поры едва ли не каждый знаковый проект с необычными стальными перекрытиями приписывают творчеству Шухова. Ему действительно было чем гордиться: он перекрывал залы Музея изящных искусств (ныне Пушкинский музей) и Московского почтамта, посадочный дебаркадер Киевского вокзала и Замоскворецкое трамвайное депо (сейчас имени Апакова), Бахметьевский автобусный парк (сейчас Еврейский музей и центр толерантности), гараж для грузовых машин на Новорязанской улице, д. 27 (будущий Музей Транспорта Москвы). Правда, в двух последних проектах в основном в роли консультанта другого великого авангардиста — Константина Мельникова.
Влияние идей Шухова было столь велико, что, говорят, именно его работы сподвигли Алексея Толстого озаглавить свой фантастически-сатирический роман «Гиперболоид инженера Гарина», хотя там речь шла совсем о другом.
Не принимая Советскую власть в целом, Шухов все же нашел с ней общий язык, консультируя в последние годы жизни строительство канала Москва-Волга, возведение стальных мостов и даже внес вклад в спасение исторических реликвий, руководя выпрямлением «падающего» минарета Медресе Улугбека в Самарканде.
Окончательно заслуги великого инженера перед страной и Москвой были увековечены в 2008 году, когда на Тургеневской площади столицы открыли памятник Владимиру Григорьевичу Шухову.
Памятник Владимиру Шухову на Сретенском бульваре. Фото: www.mosprogulka.ru.
Нам по пути