13 ноября

По главной площади страны

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
 


Возможно, вы не поверите, но когда-то по Красной площади ходили трамваи. В ноябре исполнится 115 лет с начала движения трамваев по главной площади страны. 

Фото: dzen.ru

В начале ХХ века Москва еще не была столицей Российского государства. А расположенная в самом её сердце Красная площадь была обширным проезжим пространством посреди большого города.

Трамвай, появившийся в Москве в 1899 году, спустя десять лет активно развил свою сеть в городе. Где-то даже начали возникать трамвайные пробки из-за скопления вагонов, например, при переезде Москвы-реки через Большой Каменный мост.

Для разгрузки проблемных участков требовалось прокладывать альтернативные пути. Появилась идея использовать для новых трамвайных маршрутов тогда ещё не задействованный Москворецкий мост и Красную площадь.

Было понятно, что такое очевидное для дальнейшего развития трамвайной сети пространство, как Красная площадь, расположенное между Замоскворечьем и плотно обложенными рельсами районами Охотного ряда, Тверской и Театральной — рано или поздно станет частью маршрутов столичных трамваев. 

Такой  момент настал летом 1909 года — рельсовые пути и провода на опорах ждали разрешения на запуск регулярного движения по Красной площади из Санкт-Петербурга (тогда все важные решения утверждались только там).

Но тут случилось непредвиденное — жители города оказались против трамвая на Красной площади.

Изначально трамвайная линия пролегала ближе к Верхним Торговым рядам — современному ГУМу. Фото: dzen.ru

Горожане посчитали, что трамвай изменит исторический облик Москвы, заслонив проводами привычные виды на Собор Василия Блаженного и памятник Минину и Пожарскому, располагавшемуся тогда фактически посреди площади. 

Императорское Археологическое Общество направило в городскую управу письмо следующего содержания: «В настоящее время Красная площадь перерезана в разных направлениях линиями электрического трамвая со столбами и проводами для них таким образом, что вид на памятник Минину и Пожарскому, на собор Василия Блаженного, на Спасские ворота и Кремль прорезывается кривыми линиями проводов и загораживается столбами».

Дело дошло до самого министра внутренних дел, и по его поручению Московский градоначальник Александр Андрианов созвал особое совещание. На нём присутствовали живописец Виктор Васнецов, академик архитектуры  Фёдор Шехтель, директор Строгановского художественно-промышленного училища Николай Глоба и другие уважаемые граждане. Мнение у этих людей было одно — запретить. Но отвечавший в то время за городское хозяйство Москвы Николай Гучков понимал, что, несмотря на испорченную панораму, трамвай по Красной площади пускать надо, и предложил высказаться за альтернативные решения. 

Возможной отменой трамвая возмутились владельцы лавок в Верхних торговых рядах. Они прекрасно понимали, что трамвай везёт им покупателей, а без него торговля  «совершенно придёт в упадок и разорит не одну сотню лиц, и те исторические памятники, которые нам так дороги, будут стоять в пустыре, для обозрения случайными прохожими».

Постановили так — прежние рельсы пока оставить, а в дополнение к ним проложить новую ветку ближе к  Кремлёвской стене.

Дополнительные работы заняли ещё несколько месяцев, и трамвай по Красной площади удалось запустить только в ноябре 1909 года.

С 1909 по 1924 года трамвайная линия проходила неподалеку от  Кремлевской стены. Фото moscowsteps.com

Газета «Московские ведомости» от 10 ноября 1909 года писала: «Вагоны теперь идут стороной, не колеся по Красной площади, как это было установлено прежним направлением путей, и останавливаются у Кремлевской стены, против памятника Минину и Пожарскому. Публика не испытывает больших неудобств от остановки в нескольких шагах от памятника, а Красная площадь много выигрывает в своем виде от того, что вагоны проходят по ней стороной, не загромождая главной артерии, по которой идет усиленное движение».

По описанной схеме движение трамваев происходило до 1924 года. Парадам и демонстрациям, проходившим отныне на главной площади теперь уже столичного города, трамвай почти не мешал. Но в 1924 году было принято решение похоронить недавно скончавшегося Владимира Ленина в мавзолее, построенном прямо у Кремлёвской стены, как раз на пути движения вагонов. 

Тем не менее трамвай на площади остался, но изменился его маршрут: въезжая со стороны Охотного ряда, вагоны сначала резко поворачивали влево, катясь вдоль фасада Исторического музея, а затем рельсы выбрасывали их направо, и они продолжали движение близ Торговых рядов, практически повторяя изначальный маршрут  1909 года. 

Постройка мавзолея Ленина у Кремлевской стены заставила трамваи изменить схему движения — теперь они объезжали сакральное место погребения. Фото dzen.ru

Такой вариант сосуществования трамвая и Красной площади продолжался до 1930 года, когда движению вагонов вдоль древних стен сказали однозначное «нет».

Подобное решение по закрытию  движения на столь важной транзитной линии стало довольно смелым для тех лет.

С другой стороны, это был уже второй случай исчезновения трамвая с важной транспортной артерии Москвы: двумя годами ранее ему запретили ездить по Тверской между Бульварным и Садовым кольцами.

Но транзит в Замоскворечье остался. Трамвай продолжал движение по Красной площади вдоль Исторического музея, следуя прямо по улице 25 Октября (Никольской), а потом по переулкам Блюхера (Богоявленскому) и Рыбному выезжал на Варварку. Этот объезд открыли в тот же день, когда перекрыли линию вдоль площади.

Подобной практикой перебрасывания рельс на соседние улицы станут весьма широко пользоваться во время первого трамвайного разгрома середины 1930-х годов, когда наземный рельсовый транспорт убрали почти со всех главных улиц центра Москвы. 

В 1936 году окончательно попрощалась с трамваем и Красная площадь. И отныне ничто, кроме редких автомобильных гудков (Красная площадь оставалась проезжей для автомобильного транспорта до 1960-х годов), не нарушало тишину главной площади страны.
В последние годы своего существования трамвай продолжал движение по Красной площади вдоль Исторического музея. Фото: experience.tripster.ru